Главная » Сочинения » Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Стихотворение А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)

Позднюю лирику А. Ахматовой уже нельзя назвать исповедальной, она уже не принадлежит жанру «лю­бовного дневника», в котором ей не было равных. В стихах последних лет поэтесса задумывается о назна­чении и судьбе поэта, о тяжелой участи своей отчиз­ны, философически размышляет о религии и ремесле.

Эпиграфом к стихотворению «Родная земля» взя­ты две заключительные строки стихотворения самой Ахматовой, написанного после революции — «Не с теми я, кто бросил землю». В тот период А. А. Ахмато­ва, получив возможность уехать из России, не поже­лала разделить участь эмигрантов. Она осталась вер­на своему народу, несмотря на грозившую ей опас­ность стать опальным поэтом, преследуемым за свободомыслие. Она сознательно пошла на «крестную муку», свершила свою судьбу сама. И была вознагра­ждена за это — тридцатые -пятидесятые годы стали самыми плодоносными, самыми творчески раскрепо­щенными, а значит, и счастливыми в ее судьбе.

Впитав в себя всю боль эпохи, ее стихи вознеслись над временем, став мощным выражением народного страдания.

Стихотворение «Родная земля» является итоговым в осмыслении своего отношения к отечеству. Уже в названии подразумевается двойственный смысл про­изведения: Земля — это и сторона, где живут люди, где творится история, но в то же время, земля — почва, на которую мы ступаем, в которую хороним близ­ких. Ахматова своим стихотворением восстанавлива­ет утраченное единство, благодаря чему мы имеем возможность заметить примечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах»,— несущие ме­тафорическую нагрузку. Читая это стихотворение, понимаешь, что поэту чуждо проявление сентимен­тальности в чувствах к родной земле. Уже первое чет­веростишие построено на отрицании проявления по­казного благоговения и патриотизма:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем

Вдумываясь в эти строки, осознаешь всю фальшь и демонстративность этих действий, недостойных ис­тинно любящего своего страну человека. Поэт не идеа­лизирует свое отечество, подобно слезливым эмигран­там, в своей ностальгии воспринимающих утерянную родину как некое подобие рая. В отличие от них, Ахма­това была прямым свидетелем трагических событий, потрясших ее родину, унесших жизни миллионов. Ко­нечно же, в первую очередь подразумевается реакци­онная политика правительства, массовые репрессии, в огне которых погибли самые дорогие Ахматовой люди. Но, умудренная опытом, женщина, уверенная в своей исторической правоте, не затаила обиду:

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

В этом — гордое смирение перед предназначенны­ми судьбою и родиной испытаниями. В покорности, однако, нет никакого вызова, так же, как нет и осоз­нанного выбора. Есть данность — любовь к родине. Это не результат пройденного духовного пути, это вро­жденный патриотизм, истинно русской женщины.

Сопоставление «мы — земля» утверждает глубин­ную связь русского человека с родной землей. Земля является неотъемлемой частью нашей личности, потому что всем нам предназначено слиться с нею — по­сле смерти:

Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею».
В стихотворении выделяются три части, обозна­ченные и графически. Первые восемь строк являют
собой цепь параллельных отрицательных конструк­ций. Концы фраз совпадают с концами строк, что соз­дает равномерное неуклонное повествование, под­черкнутое ритмикой пятистопного ямба. После этого идет четверостишие, написанное трехстопным анапе­стом. Смена размеров на протяжении одного стихо­творения очень редко применяется в русской поэзии.
В данном случае изменение ритма служит для проти­вопоставления потоку отрицаний, заявления об ис­тинном восприятии родной земли, об отношении к ней. И в финале трехстопный анапест сменяется четы­рехстопным. Такой перебой метра придает двум по­следним строкам широты поэтического дыхания, ко­торые находят опору в бесконечной глубине заклю­ченного в них смысла.

К. Чуковский сказал однажды, что поэзия А. Ах­матовой «питалась — даже в первоначальных сти­хах — чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче ... О чем бы она ни писа­ла в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с ко­торой она связана всеми корнями своего существа».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.08.2011 / 15:20 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: