Главная » Сочинения » Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Новая эпоха, начавшаяся в стране после револю­ции, была воспринята А. Ахматовой как трагическое время потерь, горя и разрушений. Свое предназначе­ние с ее приходом она видела в том, чтобы до конца разделить судьбу своей страны, своего народа. Об этом говорится в эпиграфе поэмы:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,—

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Ахматова ощущает боль родины как свою собствен­ную, и по этой причине отказывается от эмиграции.

Поэма «Реквием» при жизни поэта не была напеча­тана. Она оказалась слишком правдивым и горьким повествованием о страшных для России годах. Поэма выходит за рамки личной боли. Она являет собой глу­бокое размышление о судьбе всего народа, перенесше­го «страшные годы ежовщины».

Ахматова посвящает поэму «невольным подругам» двух своих «осатанелых лет», отстоявших долгие ме­сяцы в тюремных ленинградских очередях, пережив­ших горе, перед которым «гнутся горы», надеявших­ся на спасение и перенесших тяжесть приговора.

«Это было, когда улыбался только мертвый»,— так характеризует Ахматова время, описанное в поэме. Говоря о страданиях родины, она олицетворяет ее: «И безвинная корчилась Русь..»

Строфы поэмы написаны разным стихотворным раз­мером, что придает им неодинаковое звучание. То отча­янный крик слышится в них, то стон, то плач, то погре­бальная песня. Скрежещут постылые двери, гудят па­ровозы, плачут дети, громыхают черные маруси....

Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына, самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,— пишет она. Глубокое горе матери заключено во многих строках поэмы. Ог­ромная трагедия происходящего в том, что «не разо­брать теперь кто зверь, кто человек». Героиня поэмы пытается мужественно переносить ниспосланные ей удары.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь...

Самое тяжелое — «память до конца убить». Она об­ращается к смерти с просьбой прийти поскорее: «Ты все равно придешь — зачем же не теперь?». «Мне очень трудно»,— умоляет героиня. Такая боль легко может довести человека до безумия, лишить его жела­ния жить, надеяться. «Уже безумие крылом души на­крыло половину»,— звучит как последний стон.

Глубок смысл названия поэмы. Победа историче­ской памяти над забвением — основной пафос «Рек­виема». Поэма стала памятником и живым, и мерт­вым, а сама Ахматова — голосом национальной траге­дии.

Литературовед Б. Зайцев писал о «Реквиеме»: «Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и «насмешницей»... Можно ли было предположить..., что хрупкая эта и тоненькая жен­щина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах... ». Зайцев отмечает в «Ре­квиеме» мужскую силу стиха, «гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным зво­ном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.08.2011 / 15:23 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: