Главная » Сочинения » Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов — черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы. Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним. Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я— гений».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Блок, сочинение | Распечатать
06.09.2011 / 19:49 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: