Главная » Сочинения » Давыдов и Половцев в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Давыдов и Половцев в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Роман Шолохова «Поднятая целина» посвящен трагическому времени перелома в многовековой исто­рии российского крестьянства. Он повествует об эпохе всеобщей коллективизации, в результате которой произошло закрепощение крестьянина в колхозной системе.

Коренное переустройство в деревне сопровожда­лось острой классовой борьбой. Две силы противосто­ят друг другу в «Поднятой целине»: с одной сторо­ны — коммунисты Давыдов, Нагульнов и Разметнов, с другой — их активные враги Половцев, Лятьевский, Островнов.

Сюжет романа разворачивается на Дону, на хуторе Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участ­ники и идеологи будущего конфликта: Половцев и Давыдов. Писатель нарисовал характеры интерес­ные, самобытные, яркие.

Семен Давыдов — бывший путиловский рабочий, в прошлом моряк, двадцатипятитысячник. Он приез­жает на хутор, чтобы начать «стопроцентную коллек­тивизацию», объединить «все бедняцко-середняцкие хозяйства» в колхоз, поприжать покрепче кулака.

Внешний вид его прост. Автор подчеркивает такие детали, как потертый барашковый воротник пальто, скороходовские старенькие ботинки. У него нет ника­кого имущества: Давыдов ходит все лето в одной тель­няшке, сохранившейся еще со времен гражданской войны.

На гремяченцев он сразу производит положитель­ное впечатление своей простотой, незаносчивостью, «доступностью». В отличие от районного начальства, Давыдов сам распрягает коней, шутит с толпившими­ся вокруг казаками. Однако как только те слышат про колхоз, радость от нового знакомства у них сразу ис­чезает.

Начав свою деятельность, Давыдов в первую оче­редь подзадоривает бедняков: «Кулак гноит хлеб в земле». Он старается воздействовать на сознание кре­стьян прежде всего своим примером и ставит рекорд на пахоте «Умру на пашне, а вспашу десятину с чет­вертью!»

Давыдов готов умереть за идею. Его отличают му­жество, принципиальность, честность, непримири­мость ко всему, что мешает осуществлению главной идеи.

Давыдов — потомственный пролетарий. Его отец — заводской рабочий, сосланный после забастов­ки в Сибирь. Давыдов не намерен жалеть классового врага так же, как не жалел некогда враг его семью. «Нечего было кушать... пошла на улицу мать, чтобы мы с голоду не подохли! В комнатушку нашу — в под­вале жили — ведет гостя... Одна кровать осталась... А мы за занавеской»,— повествует он трагическую ис­торию своего детства.

Выступления Давыдова на собраниях выдают в нем горячий темперамент, прямой характер. Он человек бескорыстный, честный, свято верит в правоту своего дела. «Для вас же стараюсь, сволочи!» — говорит он разъяренным гремяченцам. Давыдов великодушен, незлопамятен, и это по достоинству оценивают хуторя­не: «Спасибо тебе, любушка, Давыдов, что зла не пом­нишь». Он человек широкой души. Содержимое по­сылки, присланной ему товарищами из Ленинграда, он раздает: детям — шоколад, казакам — папиросы.

Среди гремяченцев Давыдову приходится нелегко. «Удивительный народ эти казачишки!.. что ни день, то они мне все новые кроссворды устраивают»,— думает он о них, пытаясь правильно выстроить свои от­ношения с местными жителями. Иван Аржанов под­сказывает Давыдову, что в каждом человеке нужно видеть «чудинку», чтобы не допустить ошибки.

При всем этом, Давыдов — живой человек с потреб­ностью в любви, дружеском участии, жаждой сча­стья. Он не может избежать близких отношений с Лушкой, полюбил Варю. «Теперь я с тебя глаз сводить не буду, быстроногая моя ланюшка»,— ласково гово­рит он ей.

Прекрасный человек, Давыдов живет в суровое время и становится носителем идей командно-адми­нистративной системы и ее заложником. Рисуя образ Давыдова, писатель подчеркивает, что зачастую ру­ководили коллективизацией люди, профессионально не подготовленные к этому. Давыдов — человек со стороны, он городской, не знает местных условий, психологии казаков, правил земледелия.. Отсюда и многие его упущения в работе, роковые ошибки.

Не успевает Давыдов провести собрание, организо­вать колхоз, как стало ясно, что в Гремячем действу­ют вражеские силы.

Половцев пробирается в хутор ночью. Он бывший сотенный командир, есаул, белогвардеец, верой и правдой служивший его императорскому величеству, участник казни Подтелкова. Половцев бежал из Но­вороссийска, потому что ему не удалось уехать со своими. Он успел повоевать в Красной Армии, побы­вать под ревтрибуналом, пожить под чужой фамили­ей, поучительствовать. Ему нечего терять, и он готов на самые решительные действия. Сподвижник есаула Лятьевский восклицает: «Половцеву и мне некуда де­ваться, мы идем на смерть...»

Половцев — человек грамотный и начитанный. Изучил даже знаменитый Манифест Коммунистиче­ской партии. Он ярый противник коллективизации и советской власти. Его задача — втянуть воевавших за белых во время гражданской войны казаков в Союз борьбы за освобождение Дона. Что-то угрюмо-тяже­лое чувствуется в портрете Половцева: «... могучий уг­ловатый череп, прикрытый редким белесым волосом. Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив свет­ло-голубые глазки, тяжко блестевшие из глубоких провалов глазниц, поклонился...» Автор обращает внимание на «огромную, будто из камня тесанную, нижнюю челюсть».

Половцев сразу берет в союзники местного агроно­ма и крепкого хозяина Якова Лукича Островнова, ко­торый считался в хуторе «человеком большого ума, лисьей повадки и осторожности». Неожиданна для Якова Лукича встреча с бывшим сослуживцем: он «испуганно озирнулся по сторонам, побледнел, за­шептал». Страшно Островнову за свою жизнь. Тем не менее под руководством своего бывшего однополчани­на он осуществляет многочисленные провокации и вредительство, направленные против коллективиза­ции. При этом Островнов прикрывается показной за­ботой о делах колхоза. Он красиво и умно говорит на колхозных собраниях, а при этом на деньги Половце­ва тайно угощает надежных, настроенных против колхоза  середняков,   ведет  с  ними  антисоветские беседы.

Сам Половцев живет как бирюк и из своего подпо­лья осуществляет руководство коварной деятельно­стью Островнова. Решителен и жесток Половцев в эпизоде убийства взбунтовавшегося Хопрова. Автор не случайно сравнивает его повадки с повадками хищ­ного зверя. Обругав Островнова за неосмотритель­ность, Половцев велит взять топор. Он уже решил, как быть с Хопровым. Половцев властен. Он умелый руководитель. Идущим на убийство есаул приказывает беспрекословно слушать его. Половцев быстро со­ставляет план убийства и возглавляет его. Он во всем осторожен, каждое его действие строго продумано. Хладнокровно и жестоко есаул убивает женщину, подвергает мучительной пытке Хопрова и лишает его жизни. На минуту в Половцеве просыпаются терза­ния совести, но своя жизнь оказывается для него важ­нее офицерской чести.

В голос Давыдова, явившегося внезапно в гости к Островнову, Половцев вслушивается с «щемящей не­навистью». Это чувство он испытывает ко всему, что связано с новым строем. Затаясь у Якова Лукича, По­ловцев деятельно готовится к восстанию. Он пишет, чертит, читает, вызывая уважение к себе и страх со стороны Островнова. А тот ежедневно доносит требо­вательному руководителю обо всем, что делается в колхозе. Успехи в деле коллективизации огорчают и озлобляют Половцева. Он так же, как и Давыдов, пре­дан своему делу и ведет за него ожесточенную борьбу. Не забывая помолиться на ночь, охваченный ненави­стью есаул выкрикивает во сне: «Рубить всех... до еди­ного!»

Постепенно Половцев расширяет свою деятель­ность. К нему начинают постоянно приезжать нароч­ные с вестями. Описывая есаула, автор сравнивает его с коршуном стервятником, хмурым и страшным в своем одиночестве. «Весною глотки повырвем тем, кто брал!» — неистово кричит он, узнав о раскулачи­вании.

По указанию Половцева Яков Лукич привозит к воловням речного песку, из-за чего многие быки забо­лели, организует агитацию против сбора семенного хлеба и осуществляет другие вредительства.

При этом Половцеву вроде бы не чужды простые че­ловеческие чувства. Удивляет он Островнова своим рассказом о щенке, которого еще ребенком засек чуть ли не до смерти и которого ему, оказывается, жалко. Без колебаний совершая насилие над людьми, есаул говорит о своей любви к кошкам, о том, что не перено­сит детские слезы. Узнав, что намеченное не удается, Половцев и сам искренне плачет.

Жалок вид вернувшегося Половцева: он поизно­сился, «вши... прямо поверх одежи ходом ходют». Од­нако есаул вскипает яростью и восторгом, как только у него появляется новая надежда. Гневно пресекает он ироничные высказывания Лятьевского, которого быстро отрезвляет о многом говорящий твердый ме­таллический накал в голосе есаула, смеющимися и ненавидящими глазами смотрит на угрожающего ему чекиста. «Я ко всему готов и все вытерплю.... к смерти я уже давно готов»,— заявляет Половцев и на допросе выдает всех, кто входил в его организацию.

Авторские симпатии очевидны. Давыдов и Полов­цев — разные по характеру люди, находящиеся на разных полюсах классовой борьбы. Но они оба — дети своего страшного времени. Судьба их обоих трагична. Всецело отдавшись идейной борьбе, они погибают мо­лодыми. Им уже не построить дома, не посадить дере­ва, не вырастить сыновей.

Творчество Шолохова и его роман «Поднятая цели­на» — живое свидетельство драматичных событий русской истории XX века.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 18:44 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: