Главная » Сочинения » Сцена «бабьего бунта» в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Сцена «бабьего бунта» в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

В романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» изо­бражен важнейший переломный момент в истории послереволюционной России. Автор подробно описал период коллективизации. Он воспроизвел эпоху пере­хода донского казачества и трудового крестьянства от мелкособственнического уклада жизни к новому, коллективному быту.

Крушение старого порядка — процесс сложный и мучительный. Нелегка ломка привычного уклада. «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норови­стый конь перед трудным препятствием»,— пишет

автор.

Одно из свидетельств этого в романе — сцена «бабье­го бунта». Причиной его стал приезд ярских мужиков за семфондом. Несмотря на созданный уже колхоз, не изжито еще в гремяченцах чувство собственности. Враждебен и чужд им новый строй, заставляющий де­литься своим добром с чужими. Насилие рождает на­силие. Не добрая воля заставила многих хуторян всту­пить в колхоз, а принуждение и страх.

Банник, первым узнав о приезде Ярских, не жалея ног, побежал разносить недобрую весть по хутору. Тут же со всех дворов собрались бабы, «заторочили, всшумелись, как табунки встревоженных куропаток». По­слышались сожаления о том, что зря ссыпали они свое зерно в общественный амбар, укоры в адрес му­жей, некогда не послушавших советы более благора­зумных баб.

Несмотря на отсутствие казаков, женщины не рас­терялись. «Поедемте, бабочки, к анбарам! Заберем ко­лья и не подпустим их к замкам!» — смело выкрикну­ла одна из них. Давыдов, на которого пришелся глав­ный удар, поначалу пытается спокойно все объяснить собравшимся. Ему, возможно, и удалось бы утихоми­рить народ, если бы всеобщему возмущению не поспо­собствовал Яков Лукич Островнов, противник кол­лективизации, враг советской власти, тайный прово­катор и вредитель. Быстро завязалась драка, «пошло кружало волнений по Гремячему Логу».

Не женственными и нежными особами предстают в этом эпизоде бабы, а настоящими бестиями, способ­ными на самую жестокую расправу. Тщетно пытается вразумить их коммунист Андрей Разметнов. «Бабоч­ки! Тетушки! Мамаши! Лапушки мои!» — ласково об­ращается он к ним. Он с усмешкой посматривает на баб, но в душе уже испытывает справедливую тревогу. Андрей пытается вести себя выдержанно и спокойно. Однако через несколько минут начинающая звереть толпа срывает с него сапоги и даже покушается на ша­ровары. Бесплодно заканчивается попытка Андрея испугать толпу незаряженным наганом — его легко обезоруживают и сажают в подвал.

Смело ведет себя Давыдов. В отличие от Щукаря, все эти распри пережившего в стоге сена, Давыдов ка­тегорически отказывается прятаться и, быстро все взвесив и спланировав дальнейшие действия, идет на­встречу разъяренным бабам. Внешне он спокоен, но когда начинает говорить, волнение сушит его горло, губы слипаются. Ведь одно неверное слово, движение — и народ не удержишь. Не за себя боится Давы­дов, а за небогатое колхозное имущество, которое вмиг могут растащить по дворам, сведя насмарку дол­гую и мучительную работу по обобществлению хозяйства.

Сыграла свою недобрую роль и статья Сталина «Го­ловокружение от успехов», в которой вся ответствен­ность за происходящее в селе возлагалась на местных руководителей. После статьи многие вышли из колхо­за, но имущество им не возвращали. Они вынуждены были красть из стада своих быков, они же больше всех бунтовали у амбаров. «Это искажение партии! — кри­чит Банник. — Я... душой болю., об народе, какой вы­шел из колхоза и какому вы хлеб обратно не возвертаете».

Постепенно бабы окружают Давыдова, одна из них запускает руку в его карман. Защищая ключи, Давы­дов отталкивает ее. Но женщин уже не остановить. На Давыдове рвут рубаху, выворачивают карманы. Ба­бий бунт превращается в настоящую стихию. Давыдо­ву приходится вытерпеть и матерную ругань, и плев­ки в лицо. Стремясь выиграть время, Давыдов обма­нывает баб и ведет их к себе на квартиру, где якобы находятся ключи от амбара. С той же целью он от­правляет разъяренную толпу к Нагульнову. Дорогой Давыдова начинают бить, сначала слегка, а потом, ожесточившись от его постоянных шуток, всерьез. Мужественно и сдержанно ведет себя Давыдов: «ему до крови рассекли ухо, разбили губы и нос, но он все еще улыбался».

Жестокость женщин не знает предела. Игнатенко-ва старуха норовит ударить Давыдова именно «по сусалу», Настенка Донецкова усердно молотит ему по спине кулаками.

Внутри у Давыдова кипит холодное бешенство, но он всеми силами старается сдерживать его, потому что его ярость перед таким количеством людей бес­сильна. К тому же он понимает, что недалеко этим женщинам осталось до зверства — убить его им ниче­го не стоит, а умирать такой глупой смертью Давыдо­ву, побывавшему в кровавых боях, не хочется. Его и на самом деле избивают до того, что он еле держится на ногах. Озверевшие бабы царапают, бьют, кусают. Не выдерживает Давыдов. «Для вас же делаем!» — кричит он. Глубокая обида раздирает его. Он свято ве­рит в то, что строит для этих людей светлое будущее.

В итоге Давыдов в лицо толпе говорит, что ни за что не отдаст ключей. До конца он готов стоять за свое дело. Но уже слишком поздно — казаки сбили замки с амбаров и приступили к самовольной дележке хлеба. Не боясь смерти, которая ему реально грозит, Давы­дов направляется к амбарам.

Эпизод дает наглядное представление о перипети­ях в создании колхоза, о разности людских мнений, о человеческой жестокости, о верности долгу. Равно­душных во время коллективизации не было.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шолохов, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 18:50 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: