Главная » Сочинения » Своеобразие языка рассказов М. М. Зощенко (на примере рассказа «Встреча»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Своеобразие языка рассказов М. М. Зощенко (на примере рассказа «Встреча»)

Творчество Михаила Михайловича Зощенко само­бытно. Он выступил создателем оригинальной коми­ческой новеллы, продолжив в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый ху­дожественный стиль. Период расцвета таланта писа­теля приходится на двадцатые годы. Основой зощен-ковского творчества двадцатых годов является юмо­ристическое бытописание. Автор пишет о пьянстве, о жилищных делах, о неудачниках, обиженных судь­бой. Главенствует мотив разлада, житейской нелепи­цы, какой-то трагикомической несогласованности ге­роя с темпом, ритмом и духом времени.

В рассказе «Встреча» герой рассказывает о себе, о происшествии, которое ему запомнилось. На первом плане человек очень довольный собой: «Скажу вам от­кровенно: я очень люблю людей». Но тут же заявляет, что «не видел бескорыстных людей», тем самым опро­вергая только что сказанное.

Рассказ ведется в разговорном стиле. Для него ха­рактерны короткие предложения, часто расчлененные, неполные: «А шел я, знаете, из Ялты в Алупку. Пешком. По шоссе»; «Прошел еще версту. Запарил­ся. Присел на дорогу. Сижу. Отдыхаю». Характерной чертой разговорного стиля являются вводные слова и предложения: «знаете ли», «знаете», «можно ска­зать», «дескать», «думаю», «может». Также неотъем­лемой частью данного стиля является диалог.

Язык героев насыщен просторечиями, «снижен­ной» лексикой, в речи много грамматических непра­вильностей: «насчет него нахожусь в раздумье», «че­рез эту жару даже красота на ум не идет»; «Вот, ду­маю, черт, привязался», «запарился», «поднажал», «завсегда», «живьем».

Речь может сказать многое о человеке. Из разгово­ра героя, мы понимаем, что перед нами человек неда­лекий и не очень грамотный. Ему хочется казаться выше в глазах других и своих собственных. Для этого он употребляет «красивые» слова: «светлая лич­ность»; «при всей своей любви к людям», «красота, можно сказать, неземная»; «отворачиваешься от па­норамы», «мерси», «очень благородно с его стороны», «сердце подсказывает». Все эти выражения являются штампами, за ними ничего не стоит. Разве показав ко­роткую дорогу до Алупки, человек уже стал светлой личностью? Это, оказывается, «очень благородно с его стороны». И все прелести «неземной красоты», ко­торой якобы любуется герой, тоже только пустые сло­ва для него. А думает он о другом: жара, пустынная дорога, на которой, не дай бог, встретить незнакомца. Наш герой труслив, он убегает от парнишки: «Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти».

Речь героя пуста, лишена содержания. Короткую встречу с попутчиком он называет дружбой. По его словам, парнишка «очень симпатичный человек ока­зался». Но добавляет: «Пищевик». Как будто именно это делает человека симпатичным. Слово «пищевик» повторяется: «Весь вечер я думал насчет этого пище­вика».

Язык выдает подлинную сущность героя, открыва­ет его истинное лицо. На самом деле он не доверяет ни­кому, даже «светлой личности» -"- другу-попутчику: «Кто его знает — какие у него были мысли, когда он делал свое бескорыстное дело». Об этом он все время думает. Он повторяет: «Кто его знает — а может, ему курить сильно захотелось? Может, он хотел папиро­ску у меня стрельнуть? Вот и бежал. Или, может идти ему было скучно — попутчика искал?» У героя нет до­верия даже самому себе: «Не могу решить, чего он то­гда думал».

Зощенковскому герою хочется идти в ногу с про­грессом, он поспешно усваивает современные веяния, отсюда пристрастия к модным именам и политиче­ской терминологии, отсюда же стремление утвердить свое «пролетарское» нутро посредством бравады гру­бостью, невежеством, хамством. За смешными сло­вечками, неправильными грамматическими оборота­ми мы видим и жесты героев, и оттенок голоса, и его психологическое состояние, и отношение автора к рассказываемому. Манерой сказа, краткой предельно сжатой фразой, М. Зощенко достигал того, чего дру­гие добивались введением дополнительных художест­венных деталей.

Идет время, но люди часто разменивают свою жизнь на пустяки, дорожат пустыми вещами, живут мелкими интересами, никому не доверяют. Автор призывает отказаться от мелкого зла, уродующего и калечащего жизнь.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Зощенко, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 20:06 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: