Главная » Сочинения » Нравственная проблематика рассказов А. Аверченко
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Нравственная проблематика рассказов А. Аверченко

Аркадий Аверченко был справедливо признан «ко­ролем смеха». В своих рассказах этот талантливый писатель развенчивал серое, пошлое существование, бичевал пороки людей и действительности. Его произ­ведения наполнены острым комизмом, вызывающим смех.

Тематика рассказов Аверченко многогранна, но все их объединяет острое неприятие писателем по­шлости мысли, пошлости поступка, пошлости чувств. Безжалостно сатирик высмеивает лицемерие, глу­пость, жадность.

В рассказе «Два преступления господина Вопяги-на» перед читателем разворачивается картина на­стоящего судебного действия. Подсудимый Вопягин обвиняется в том, что семнадцатого июня, спрятав­шись в кустах, он подсматривал за купающимися женщинами. Вопягин признает себя виновным, но за­являет о наличии смягчающих вину обстоятельств. Этими обстоятельствами является то, что Вопягин, прогуливаясь с ружьем рано утром и, «бесплодно про­шатавшись до самого обеда» решил перекусить, для чего он выбрал «теневое местечко», открывающее прекрасный вид на купающихся женщин. Эти обстоя­тельства Вопягин совершенно искренне считает смяг­чающими вину. Бессовестно рассказывает он судье об увиденном, расписывая все прелести женских тел. Ге­рой нисколько не смущается своего поступка, а вот су­дью он вгоняет в краску. Обо всех Вопягин судит по себе. Принимая вполне законные вопросы судьи за живое любопытство, герой многозначительно подми­гивает ему. Надо сказать, что у Вопягина были неко­торые основания так отнестись к судье, ведь тот слу­шал рассказ подсудимого о женских прелестях, полу­закрыв глаза, что красноречивее строгого тона говорит о его подлинных ощущениях. Отчаянно бо­рется с ними судья. «Что вы мне такое рассказываете! Судье вовсе не нужно знать этого... — кричит он, но тут же добавляет: — Впрочем, ваше откровенное соз­нание и непреднамеренность преступления спасают вас от заслуженного штрафа. Ступайте!»

В рассказе с причудливым названием «Ихневмо­ны» Аверченко говорит об истинности и лжи в искусстве, о всеядных литераторах и бездарных художни­ках, о редакторах, готовых, отдавая дань моде, рас­хваливать что угодно. Рассказчик, по мнению редактора, подходит на роль автора статьи потому, что он человек добрый, с прекрасным, мягким и ров­ным характером. Эти качества, как считает редактор, могут заставить человека лгать и восхищаться тем, что на самом деле ему не только не интересно, но и не­приятно. Посетители выставки, с которыми сталки­вается рассказчик, вслух восхищаются картинами, а шепотом добавляют: «Давай убежим!»

Ирония автора выражается в названии картин, ук­рашающих собой выставку: «Почему», «Который», «Дуют».

На искренность в рассказе оказывается способен только билетный контролер, восклицающий: «Если бы вы знали, как тут тяжело... Нешто ж у нас нет со­вести или что?! Нешто ж мы можем в глаза смотреть тем, кто сюда приходит? Срамота, да и только...».

«Доброта» не помогла рассказчику написать соот­ветствующую требованиям редактора рецензию. Но редактор не отчаялся, потому что тут же нашелся мо­лодчик, согласившийся написать пафосную статью, не посетив выставки.

Горечь у писателя вызывают такие псевдокритики, которые ради корыстных интересов могут не только превознести пошлое, но и разгромить действительно талантливое и высокое.

Внешне анекдотическую ситуацию описал Авер­ченко в рассказе «Двойник». Однако за ее комично­стью прячется глубокая неприязнь писателя ко лжи. Молодой человек Колесакин называет себя застенчи­вым весельчаком. Однако всем повествованием автор подчеркивает, что он бессовестный врун и подлец.

Оказавшись на вокзале небольшого провинциаль­ного города, куда он приехал на один день по поручению тетки, Колесакин неожиданно узнает, что в этом городе у него есть двойник. Сначала герой испытыва­ет чувство растерянности и недоумения, но когда ему, приняв его за другого человека, начинают возвращать долги, Колесакин искренне радуется. Его совесть спит, и он не только принимает от толстяка деньги, но и берет у него в долг, нисколько не задумываясь, что за это придется рассчитываться другому человеку. Постепенно Колесакин входит в азарт. Он не только велит свалить себе во двор три вагона досок, но и, пользуясь ситуацией, обманом вступает в любовную связь с совершенно незнакомой ему женщиной. Уто­пая во вранье, Колесакин даже делает ей предложе­ние. Он нисколько не задумывается о том, что, когда девушка узнает правду, сердце ее будет разбито. Чу­жие чувства нисколько не интересуют Колесакина, ему весело.

Чувство вседозволенности заставляет Колесакина идти на авантюры. Он ведет себя просто по-свински: разбивает бутылкой трюмо, ломает рояль, танцует на столе, покрытом посудой, надевает барабан на голову возмущенного посетителя ресторана и добивается увеличения счета на 150 рублей. Безгранично хамст­во человека, знающего, что ему не придется отвечать за свои поступки. Однако автор наказывает своего ге­роя, заставляя его не только «нажиться» на положи­тельных моментах биографии инженера Зайцева, но и ответить за обидные слова своего двойника и полу­чить за них пощечину.

В рассказе «Мозаика» Аверченко также восстает против лжи. Герой рассказа — несчастный человек. Ложь лишает его свободы действий, мыслей, чувств. У него шесть возлюбленных одновременно, потому что он не может никак найти свой идеал женщины. В одной Кораблев любит ноги, в другой зубы, в третьей уши, в четвертой характер и т. д. Всех их герой обманывает без зазрения совести. Чтобы не запутаться, он ведет специальный блокнот, в котором фиксирует все тонкости. Едва ли Кораблев когда-нибудь найдет свое счастье. Его жизнь — бешеная гонка по кругу, кото­рая приведет его в окончательный тупик. В своих женщинах Кораблев не видит людей. Они для него не личности, каждая со своим сложным внутренним ми­ром, а игрушки, предмет удовлетворения собственно­го вкуса. В жизни страшно встретиться с таким чело­веком.

«В том-то и признак настоящего искусства,— пи­сал Ф. М. Достоевский,— что оно всегда современно, насущно полезно». Именно такими являются расска­зы Аверченко, а значит, они подлинное искусство.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 20:09 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: