Главная » Сочинения » Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.

Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравят­ся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.

Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.

Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение — это обстановка полной творческой свобо­ды: «совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком... Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен... и в печ­ке... вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.

Называя Мастера «мастером», Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.

Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь лю­бил именно эту женщину». Любовь поразила обоих ге­роев, как «поражает молния», как «поражает фин­ский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.

Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.

«"Древние" главы романа «Мастер и Маргари­та»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.

В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Булгаков, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 20:26 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: