Главная » Сочинения » Сатира в философской сказке Ф. Искандера «Кролики и удавы»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Сатира в философской сказке Ф. Искандера «Кролики и удавы»

Человек входит в мир литературы в раннем детст­ве, уже в этом, довольно неосознанном возрасте, опре­деляя для себя те или иные приоритеты. Через нашу жизнь проходят самые разные писатели и произведе­ния, но лишь немногие из них становятся по-настоя­щему любимыми, вызывающими желание обращать­ся к ним снова и снова. Такой книгой для многих ста­ла философская сказка Фазиля Искандера «Кролики и удавы», полная искрометного юмора и глубокого философского смысла.

Некоторые критики называют эту сказку антиуто­пией, но это не совсем верно, ведь антиутопия — это отображение непредвиденных последствий, которые могут возникнуть в обществе, слепо воплощающем утопические идеи. То есть, это изображение предпо­лагаемого идеального общества, попавшего в ловуш­ку своих идеалов. В «Кроликах и удавах» же перед нами предстает вполне реальная картина жизни об­щества, правда замаскированная под фантастический мир неких удавов и кроликов. Этот прием использо­вался многими писателями 70-х годов, произведения которых рассказывали об отрицательных сторонах жизни советского общества или содержали в себе кри­тику общественно-политического устройства страны. Родоначальником подобного жанра был еще Салты­ков-Щедрин с его «Сказками», где под видом живот­ных скрывались реальные типы и характеры.

Фантастичный мир сказки Искандера представлен далекой африканской страной, где удавы традицион­но поедают кроликов, кролики принимают это как данность,   считая,   однако,   несправедливостью,   а  обезьяны, слоны и туземцы придерживаются сторон­ней   позиции.   Изображая   два  таких,   на   первый взгляд, разных общества, писатель показывает не­ожиданный их симбиоз: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе го­воря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы», — разъясняет правитель удавов Великий Питон своим подопечным. Их сходство этим не ограничива­ется, и те и другие представляют собой модель тотали­тарного идеологизированного общества со всеми со­путствующими атрибутами: гимнами, флагами, мая­чащим впереди образом светлого будущего, в данном случае его роль играет Цветная Капуста у кроликов. И в том и в другом мире царствует лживое раболепие, основывающееся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого сво­бодомыслия. «Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов». Жизнь кро­ликов и удавов наполнена бесконечными предатель­ствами и доносами на себе подобных, часто оказыва­ясь на их месте, причем, «...любой преданный преда­тель, вспоминая свои ощущения, когда он предавал, и сравнивая их со своими ощущениями, когда он пре­дан, с полной искренностью думает: все-таки у меня это было не так низко». А насколько философична фраза о том, что «тот, кто раздумывает над вопросом, донести или не донести, в конце концов обязательно донесет, потому что всякая мысль стремится к завер­шению заложенных в ней возможностей».

Удавы, поглощающие кроликов, гордятся своей гуманностью, которая, по их мнению, проявляется в том, что они, гипнотизируя кроликов, избавляют их от мучительной смерти. Кролик, объявивший, что «...их гипноз — это наш страх. А наш страх — это их гипноз», создал, по сути, революционную ситуацию, опасную как для удавов, так и для кроликов. Одним это грозит голодом, другим анархией. Предложенный удавом Пустынником новый метод убиения кроли­ков — удушение, заставляет и тех, и других сожалеть о старых добрых временах, забыв о прежних возму­щениях: «Интересно, что некоторые престарелые кролики, рассказывая молодым о прежней жизни в гипнотический период, сильно идеализировали его».

«Удивительно, что и старые удавы, делясь воспо­минаниями с молодыми, говорили, что раньше было лучше. При этом они тоже, как водится, многое пре­увеличивали». Итак, благие намерения Задумавше­гося закончились всеобщим разочарованием, что опять позволяет провести параллель с историей на­шей страны, пережившей революцию, последствия которой оказались непредсказуемы. Ассоциации с прошлым нашей страны вызывает и обилие бессмыс­ленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами: «Удав, из которого говорит кролик, — это не тот удав, который нам нужен». «Шипите шепо­том, не забывайте, что враг внутри нас», «чем лучше запасной выход, тем меньше шансов, что он потребу­ется» , «на образование кроликов чернил не жалеть» и тому подобное.

Но «Кроликов и удавов» нельзя назвать только са­тирическим произведением, ведь темы, затрагивае­мые писателем, относятся к категории вечных и переосмысливаются не одним поколением: предательство, трусость, измена своим идеалам за право быть «допу­щенным» , судьба личности, восставшей против обще­ства, психология власти — все это повторяется из века в век, порождая новых героев и тиранов.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 23:26 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: