Главная » Сочинения » Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими ли­цами иранского происхождения. Отца Фазиль Искан­дер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.

Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.

Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоя­щая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Пер­вое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» был напечатан в 1964 году.

Автор не случайно именно к детям обращается с во­просами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы че­ловек должен решить для себя еще в детстве.

Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Ис­кандер обладает способностью не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сего­дня актуальная проблематика».

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рас­сказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интерес­но узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл со­вершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой че­ловек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель матема­тики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о филосо­фе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упо­минаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в ру­ках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распада­ется круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, на­пример: «Принц Уэльский».

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вы­тянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлам­пий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного дос­тоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, нев­нимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулига­нить.

Наш герой тоже поставил себя в смешное положе­ние на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался по­дольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собст­венной персоне с достаточным чувством юмора». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бо­яться этого». Возможно, обзаведись в свое время рим­ские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Искандер | Распечатать
06.12.2011 / 23:27 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: