Главная » Сочинения » Нравственная проблематика рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Нравственная проблематика рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни недав­но. У него была сложная судьба. Вырос он сиротой, прошел войну рядовым, еле живым вернулся домой. Но жизнь готовила ему еще много испытаний: от голода умер его первый ребенок. Как все это можно выне­сти? Как сохранить человеческое лицо? Сам автор пи­шет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Дос­тоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с до­роги локтями слабых?» Этот человек написал много­численные книги о войне, о детстве. Тема взросления, становления личности человека проходит через мно­гие рассказы писателя.

Незначительный случай нередко может повлиять на всю жизнь человека, изменить его. Случай, опи­санный в рассказе Астафьева «Конь с розовой гри­вой», из таких.

Завязкой рассказа является эпизод, в котором ба­бушка послала героя за земляникой, и за это пообеща­ла ему «пряник конем».

Мечта героя исполняется: «по скобленому кухон­ному столу, как по огромной земле с пашнями, луга­ми и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Казалось бы, история счастливо завершена. Но ка­кова цена этого сказочного коня? Прошло много лет, а автор пишет: «Я не могу забыть бабушкиного пряни­ка — того дивного коня с розовой гривой».

Мальчик отправляется за земляникой вместе с ле-вонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим за­работать пряник». Он понимает, что даром ничего не достается.

Соседские ребята «несли бокалы с отбитыми края­ми, старые, наполовину изодранные на растопку бере­стяные туески... ковшик без ручки». То, что посуда плохенькая, это еще не признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят трудиться, и не ценят чужой труд. А наш герой-рассказчик шел с «аккуратным туеском». В этой семье знали цену труда.

В отличие от левонтьевских «орлов», которые «бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились», герой рассказа трудится добросовестно: «Я брал старатель­но». Он помнит бабушкины слова: «Главное — за­крыть дно посудины», это помогает ему, подстегива­ет: «стал собирать ягоды скорее». Он даже не хочет идти на речку, пока не наберет полную посудину. Ле-вонтьевские же хитры, им лень собирать ягоды.

Санька, как более старший и хитрый, поддразни­вает героя: «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» Узнав о прянике, Санька быстро находит нужные сло­ва и ловит героя на удочку: «Скажи уж лучше — бо­ишься ее, и еще жадный!» Мальчику не хотелось по­казаться жадным, «не спасовать, не струсить, не опо­зориться»: «А хочешь, все ягоды съем?» Так «левонтьевская орда» помогла уничтожить земляни­ку, с таким трудом собранную мальчиком. Автор употребляет слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаян­ность», «махнул на все рукой» — говорят нам о том, что внутренняя борьба героя с самим собой проигра­на. Он становится похожим на соседских ребятишек: развлечения их были жестокими. За некрасивый вид растерзали рыбину, подшибли стрижа, который умер. Об этой смерти они скоро забыли, потому что на­шли себе новое развлечение: «забегали в устье холод­ной пещеры, где жила... нечистая сила».

Но вот рассказчик начинает осознавать, что его проступок не пройдет даром, он осознает свою вину. А Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал», он торжествовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Через действия автор противопоставляет геро­ев: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами» — «они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки».

Наш герой решил обмануть бабушку, так как его совесть уже была подготовлена к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. Таким образом он решил избежать неприятно­стей и наказания. Но это решение дается ему нелегко: он «даже чуть было не всплакнул», потом «пригото­вился к каре за содеянное злодейство». Он понимал, что совершил «злодейство». Поэтому совесть начина­ет вершить свой суд: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» «А что если разбудить ее и все-все рассказать?» И на рыбалке он думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?» Мальчик вспоминает и о бабушке, и о мате­ри, и о дедушке. Ему вдруг становится жалко себя: «И пожалеть меня некому». Но вот наступает перелом­ный момент: когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой ре­шает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!» И когда показывается лодка с бабушкой, от стыда он бежит прочь.

Для того, чтобы ярче показать внутреннюю борьбу героя, автор вводит в сюжет описание прекрасного летнего дня. Поначалу герой просто наслаждается те­плым днем, ароматом цветов, трав: «клонились к зем­ле рябенькие кукушкины слезки», «на длинных хру­стких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики», «лежали полосатые цветки-граммо­фоны» . Но вот его взгляд поднимается вверх — на ли­стья березы, осинник, сосняк. Всматриваясь вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть ба­бушка. Его внутреннее состояние души контрастно с миром природы, красоты и гармонии летнего дня.

Развязка затягивается, так как не может разре­шиться внутренний конфликт героя с самим собой. Он слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке и всем встречным: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разо­брать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Ему стыдно не только за то, что он обманул бабушку, но и за то, что бабушке невольно пришлось обмануть покупателей земляники. И вот наступает кульмина­ционный момент: дедушка пожалел внука, и нако­пившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помогает найти выход из сложившегося положения: « Попроси прощенья...»

И все-таки бабушка купила внуку «пряник ко­нем». Истинная любовь, вера в своего внука помогли пересилить гнев. Она знала, что он раскаивается в сво­их «злодеяниях». И самое тяжелое наказание не сде­лает того, что могут сделать милосердие, доброта про­щение. Потому по прошествии стольких лет пишет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряни­ка — того дивного коня с розовой гривой».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Астафьев, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 23:30 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: