Главная » Сочинения » Герои рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Герои рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»

В центре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «деся­тилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка. Его мать одна воспитывает четверых детей, и помочь сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окон­чить мединститут, помогать матери. Юрка воспитан и умен. Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.

Интересный, народный характер показывает Шук­шин в образе Евстигнеича. Умело автор передает про­стую деревенскую речь со всеми ее просторечиями и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеи­ча становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный»,— заме­чает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополни­тельную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег». Це­лый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изо­билие. Для него это главное мерило счастья.

Жадность Евстигнеича переходит в душевную чер­ствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц». Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвеши­вает на безмене. Сам он при этом ни в чем не нуждает­ся, «живет справно», а помочь Юрке безвозмездно все-таки не может.

Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ни­чем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем, на­пример, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Матери­альное благосостояние для старика — главная жиз­ненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога. Он предлагает не молиться ради благода­ти, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.

Интересны и исполнены авторским юмором разго­воры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шук­шин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоин­ства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огром­ный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, за­гораясь интересом, обнаруживает всю свою искрен­ность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновре­менно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.

Особенно сильное впечатление на старика произ­вел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертво­вания ради науки. Но он потряс его настолько, что ку­да-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценно­стей.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Шукшин, сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 23:32 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: