Главная » Сочинения » Нравственная проблематика пьесы В. Розова «В добрый час»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Нравственная проблематика пьесы В. Розова «В добрый час»

В. Розов — крупнейший драматург современности. Его пьесы имеют огромную популярность у зрителя и не сходят со сцен театров. Писатель делает своими ге­роями молодежь, но его произведения нашли поклон­ников в среде людей самых разных возрастов. Про­изошло это потому, что драматург освещает важней­шие нравственные проблемы,  обнажает  духовный мир своих героев, демонстрируя их достоинства и по­роки.

Одной из лучших пьес В. Розова является пьеса «В добрый час». Ее события разворачиваются в доме Аве­риных, типичной московской интеллигентной семьи.

Петр Иванович — доктор биологических наук, все­ми уважаемый и известный человек. Его жена — Ана­стасия Ефремовна — домохозяйка. Они имеют двух сыновей, Аркадия, артиста, и Андрея, который стоит на пороге большой жизни и готовится к поступлению в вуз.

Андрей еще не определился с дальнейшей жизнью, не созрел для выбора. Ему совершенно все равно, куда поступать и где учиться, кем быть. Мать заставляет его идти в престижное Бауманское. Андрей не возра­жает ей, но знает наверняка, что туда не пройдет. Это его нисколько не огорчает. «В какой-нибудь другой пристроюсь»,— заявляет он, потому что своего «я» еще не нашел и не знает, кем же он в действительно­сти хотел бы быть.

Андрей честен. Он не произносит высоких лозун­гов, как его одноклассник Володька Цепочкин, «под­лец первой марки, подлипало и прихлебало», кото­рый на вопрос учителя о том, какая профессия ему по душе, ответил: «Кем бы ни быть, лишь бы приносить пользу Родине». Неприятие вызывает у Андрея и по­зиция другого одноклассника, Федьки Кускова, кото­рый для бахвальства придумывает мечту о карьере летчика, а сам намеревается «приткнуться туда, куда легче попасть».

Между тем Андрея не устраивает участь быть про­стым смертным, он непременно хочет стать великим и известным.

Последствия таких устремлений драматург на­глядно показал, нарисовав образ Аркадия.

Аркадий Аверин — неудачливый артист. Ему не дают хороших ролей, и он необыкновенно страдает от этого. Его подруга Маша, некогда мечтавшая стать знаменитой пианисткой, а ставшая только фотогра­фом, верит в его силы, старается поддержать, убежда­ет, что «загубленных талантов не бывает», что «одни движутся вперед легко, а другие — трудно, медлен­но». Маша пытается убедить Аркадия, что можно быть довольным и маленькими ролями, но тот зло от­вечает ей, что не для этого оканчивал театральную школу. Петр Иванович тоже видит, что у сына не кле­ится в театре и заводит с ним разговор о том, что, воз­можно, он просто допустил ошибку, пошел не по той дороге.

Анастасия Ефремовна весьма скептически отно­сится к Маше, упрекая ее в том, что она сама пришла искать примирения с Аркадием. «Очень по-современ­ному»,— саркастично заявляет она. Но Петр Ивано­вич напоминает ей о том, что некогда она сама так же искала встречи с ним. Анастасия Ефремовна не хочет помнить своего прошлого. Она стала практична и рас­четлива. Двадцативосьмилетнего Аркадия она отго­варивает от женитьбы, потому что у него зарплата не­велика. Она взывает к его «здравому смыслу».

Именно Анастасия Ефремовна становится ярой противницей приезда Алексея, племянника Петра Ивановича, который намерен поступать в московский пун. «lice, веч' в Москву едут, как будто Москва резино­вая!» недовольно заявляет она. Анастасия Ефре­мовна сноб, она не видит в своей огромной, хорошо обставленной квартире места Алексею, хотя сама во время войны с детьми около двух лет жила у его мате­ри. Она боится «дурного влияния» на Андрея, не же­лает брать на себя лишние заботы. Сытая, устроенная жизнь испортила Анастасию Ефремовну. «Когда мы жили в одной комнате, ты как-то добрее была», справедливо упрекает ее муж. Тем не менее Анаста­сия Ефремовна решается писать матери Алексея письмо или телеграмму, отказав ей в ее просьбе при­ютить сына. Ее не мучают укоры совести.

Совсем по-иному реагирует на появление брата сам Андрей. Он сразу предлагает ему поселиться в своей комнате и стыдит мать за телеграмму.

Алексей на себе испытал уже многие жизненные трудности. Его мать одна воспитывает четверых де­тей. Алексей не гнушался никакой работой, чтобы по­мочь матери: тротуары чистил, дрова колоть нани­мался, работал на лесопилке, в мастерских. Ему неко­гда было учиться, а потому в аттестате он имеет тройку. Тем не менее у Алексея самые серьезные на­мерения. «Жилы из себя вытяну, а сдам»,— говорит он об экзаменах.

С интересом смотрит на брата Андрей. Он честен и открыт в разговорах с ним, понимает, что во многом уступает брату. Справедливую оценку дает себе Анд­рей и сам находит ей объяснение: «Я наверное оттого такой пустой, что все мне на блюдечке подавалось — дома благополучие., сыт, одет...». Однако Андрей со­ветует ему искать причины не извне, а в самом себе.

Анастасия Ефремовна ищет знакомства, которые помогли бы ей получше пристроить Андрея. Она ру­ководствуется тем, что все так делают, что это дань времени. Муж не разделяет ее воззрений и полагает, что Андрею нужно лучше готовиться, чтобы посту­пить. Тактика Анастасии Ефремовны ему нисколько не нравится. Но это не мешает ей осуществлять заду­манное. Корыстными интересами продиктовано ее те­плое отношение к Вадиму, с чьим отцом она намерена свести короткое знакомство.

Анастасия Ефремовна пугает сына работой на заво­де у станка. Это, видимо, для нее самое тяжелое жиз­ненное наказание. Главнейшие жизненные ценности для Авериной — квартира и большая зарплата. Не ду­мая о чести, она падает в ноги Николаю Афанасьеви­чу, умоляя его посодействовать устройству Андрея в институт. Когда Андрей проваливает экзамены, она приходит в ужас при мысли о том, что ему, возможно, придется идти работать на завод.

Самого Андрея это уже не пугает. «Мама, ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду — вот глав­ное!» — восклицает он, намереваясь уехать вместе с Алексеем в Сибирь.

Не таков друг Андрея Вадим, сын известного ака­демика. Он прочит себе карьеру дипломата и с презре­нием говорит о простых людях. Участь агронома или инженера кажется ему унизительной. Он произносит много высокопарных фраз, расхваливает сам себя, свое воспитание. Вадиму уже практически приготов­лено теплое местечко в престижном вузе, у него зна­менитый отец, которому вряд ли откажут, да и сам Ва­дим не гнушается такой возможности, хотя понимает, что займет место одного из тех достойных, кто в то время как он говорит высокие слова, сидит над книж­ками. «Чести у тебя нет. Совести. Подлец ты!.. Ничто­жество! Кривая душа!» — в лицо ему бросает Алексей. Горячую поддержку в этом нравственном поединке Алексею оказывает Аркадий: «И цели он ставит вели­кие!.. Для себя... В начальство хочет вылезти.. А вска­рабкается, так любое чистое дело в махинацию пре­вращать начнет. В выгоду... Для себя! Все для себя!..»

Общество таких, как Вадим, заставляет отказаться от собственного «Я» Галю. Девушка выдумывает себе новую автобиографию. Вращаясь среди детей лннмс нитостей, она стесняется сказать, что ее мать     обычная швея. Галя выдает себя за дочь певицы Вол много театра и надевает маску пустой, капризной п пиопно ванной девчонки.

«Пусть поищет!» — говорит в финале пьесы Петр Иванович вслед уезжающему в Сибирь сыну. «В доб­рый час»,— желает своим героям автор. Перед ними большая дорога, на которой они, не поступаясь че­стью и совестью, должны обрести себя, найти себе дос­тойное место в жизни.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.12.2011 / 23:58 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: