Главная » Сочинения » Нравственная проблематика пьесы А. Арбузова «Жестокие игры»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Нравственная проблематика пьесы А. Арбузова «Жестокие игры»

Алексей Николаевич Арбузов — известный совре­менный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфе­ра и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. Одной из лучших среди них является пьеса «Жестокие игры».

По словам самого Арбузова, эта пьеса «об ответст­венности любого из нас за того, кто рядом», о зависи­мости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными»

Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает двадцатилетний парень Кай Леонидов. В этой квартире он живет один, но она постоянно полна людей, не всегда близких и даже зна­комых Каю.

Его родители живут за границей. Мать пишет сыну письма. Но в них нет искренности, подлинной заботы. Мать Кая просто соблюдает свой долг, потому что ино­го способа продемонстрировать свое материнство у нее нет. Сам Кай об этом говорит: «Соблюдает деко­рум» . Его мать повторно вышла замуж, она устраива­ет свою судьбу и интересуется сыном постольку-по-скольку. Очень обижает Кая, когда он получает от матери письмо,  напечатанное на машинке,  мертвое,

сухое.

Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын не­давно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.

Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодно­го мальчика из известной сказки Андерсена. Он раз­очарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого не

жалко.

Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая намерена у него поселиться на некото­рое время. Ей некуда деваться, у нее нет московской прописки. Неля уже два месяца в Москве. Она не по­ступила в медицинский институт, но домой возвра­щаться не хочет, так как ненавидит своих родителей. Они воспитывали ее в строгости, следили неотступно, перечеркнули юность. Оказавшись однажды на свобо­де, Неля «в бездну кинулась», забеременела, родите­ли заставили ее избавиться от ребенка, после чего она и убежала из дома. Любимый предал Нелю, и не раз еще она в своей жизни сталкивалась с изменой и пре­дательством. Неля ищет в жизни настоящей нежно­сти и дружбы и не находит.

За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.

Неля постепенно сближается с Никитой, прияте­лем Кая, который часто появляется в его доме. Но едва ли Нелю с Никитой связывает взаимная любовь. Никита Нелю «обманом склонил», дал понять, что она обязана за угол, который занимает. «Негодяй он, вот кто»,— говорит о нем Неля. Никита некогда гово­рил девушке красивые слова, а теперь пренебрежи­тельно относится к ней и, играя на его чувствах, она придумывает миф о своей беременности. Неля надеет­ся пробудить к себе подлинный интерес, увидеть со стороны Никиты заботу, внимание. Она ведет с ним жестокую игру.

У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразлич­ны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.

Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.

Автор переносит действие пьесы в Западную Си­бирь, в поселок нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он возвращается от Кая. Поряд­ка в его доме нет, женской руки не видно, хотя жена есть. Она старше Мишки, родила ему дочь только в тридцать девять лет. Маша — не домашняя женщина. Не так много времени прошло после родов, а ей уже скучно сидеть дома, ее тянет в экспедиции. Она не хранительница семейного очага и далека от того, что­бы окружать своих близких теплом, лаской, заботой. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость. «Геолог я, а все остальное потом!» — говорит она. У Земцовой сын в армии, но за месяц она ни разу не написала ему. Мишка любит ее, и в этом его беда. Только после смер­ти мужа она понимает, что «пробежала мимо сча­стья», недодала самым близким на свете людям вни­мания и любви.

Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для Маши, потому что она, в отли­чие от Земцовой, любит детей. Маша без колебаний отправляется в экспедицию, оставляя ребенка на чу­жого и незнакомого ей человека. Когда Неля прино­сит Маше Лесю проститься, та удивляется. Она не ис­пытывает к дочери настоящей материнской привя­занности, а Мишу не любит. Спокойно она оставляет его в одной квартире с Нелей. «К людям ты неосто­рожна,— упрекает ее Земцов. — Игры много, Ма­шенька, и на людей как-то не оглядываешься, не бе­решь на заметку».

В Москве же только после исчезновения Нели заме­тили, каким ценным она для них была человеком. «Беда, Кай Юлий,— говорит Никита,— слова нужно­го не подберу».

Земцов, узнав о личной трагедии Нели, старается ее поддержать, внушить оптимизм и веру в будущее, в светлые чувства. «Женитесь на мне!» — в горячке го­ворит ему Неля. Но Мишка честен перед ней. «Нель­зя. Я Машу люблю»,— отвечает он. Измена Маши с Ловейко не мешает Мишке оставаться ей преданным. Тем не менее, общение с Мишкой согревает Нелю осо­бым теплом. Он дарит ей теплоту участия, вселяет на­дежду на лучшее, показывает образец порядочности, любви, бескорыстия. После смерти Мишки она про­должает приходить в его опустевший дом, чтобы там жизнь теплилась.

Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо оттал­кивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно дела­ет ей предложение. В финале пьесы Никита меняет от­ношение к Неле и к жизни вообще.

У Терентия очень напряженные отношения с от­цом, который всячески хочет заслужить расположе­ние сына, раскаявшись через много лет после содеян­ного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.

Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы. «Приходим просто — и все»,— говорит Те­рентий. Не видит особого смысла в общении с прияте­лями ни Никита, ни Кай.

Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терен­тию, Маше Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти игры очень опасны и губи­тельны для человека, они разрушают его, лишают нравственной сущности его существование. Об этом пьеса Арбузова «Жестокие игры».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
06.13.2011 / 00:02 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: