Главная » Сочинения » Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1

   В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.

     Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров». По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Кроме того, Хлестаков «говорит и дей­ствует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

     Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги. В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа. При этом он нисколько не раскаивается в своем по­ступке и при первой же возможности снова готов бро­ситься в омут игры.

     По понятным причинам Хлестаков не продвигает­ся по службе, и за это его справедливо журит отец, ус­тавший, наверное, по требованию сына без конца по­сылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «ча­дом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольст­во относительно своей поездки в Саратовскую губер­нию.

     Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развле­каться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие вся­ких оснований, Хлестаков считает себя слишком вы­сокой особой, чтобы находиться средь простого люда.   

     Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по по­следней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впе­чатление». Получив в гостинице отказ на просьбу по­дать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя уни­женным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на ули­цу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Когда в гос­тинице перед ним неожиданно появляется городни­чий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, пере­живает настоящий шок.

     Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвы­шается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пуш­кин — большой приятель и которого все боятся и ува­жают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остано­виться. Он такая важная персона, что при первой на­добности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять де­партаментом. При виде его солдаты радостно салюту­ют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Па­рижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действи­тельно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.

     В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городниче­го одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется по­сле его побега Марья Антоновна и как будет существо­вать в провинциальном городе. Не боясь разоблаче­ния, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу перехо­дит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.

     Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приня­ли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спра­шивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требо­вать у каждого посетителя.

     Хлестаковы живут и сегодня. И явление это полу­чило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестако­вы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчес­тия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по заме­чанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая». 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Гоголь, сочинение | Распечатать
06.14.2011 / 11:10 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: