Главная » Сочинения » Мастерство реалистического изображения жизни в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Мастерство реалистического изображения жизни в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

    Успех «Горя от ума», появившегося накануне вос­стания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеско­го внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадца­тых годов.

По словам Пушкина, комедия «произвела неопи­санное действие и вдруг поставила Грибоедова наря­ду с первыми нашими поэтами». В мировой литера­туре не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом со­временники в полной мере ощущали социально-по­литическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) собственными оригинальны­ми, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свобо­долюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически дос­товерен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Гри­боедов имел возможность близко и повседневно на­блюдать самое важное, характерное и волнующее яв­ление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизнен­ных укладов, двух поколений.

    После Отечественной войны 1812 г., в годы форми­рования и подъема общественно-политического и об­щекультурного движения дворянских революционе­ров-декабристов, борьба нового — нарождающегося и развивающегося, со старым — отжившим и тормозя­щим движение вперед, острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинст­вующими охранителями ветхозаветных, реакцион­ных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируе­мом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с пре­дельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в осно­ву «Горя от ума»: «…в моей комедии 25 глупцов на од­ного здравомыслящего человека; и этот человек разу­меется в противоречии с обществом, его окружаю­щим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

     И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом; как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонари­ем, человеком, покушающимся на «законный» госу­дарственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную. сплетню о безумии Чацкого. «Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это ста­нет!» — Слегка перебирает странности прежних зна­комых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, поку­да его не взбесить, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него до­ходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совер­шенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в тече­ние одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с разди­равшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со сре­дой Грибоедов вместил громадную общественно-исто­рическую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

    Отсюда — необыкновенное богатство идейного со­держания комедии. В той или иной форме ив той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множе­ства серьезнейших вопросов общественного быта, мо­рали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значе­ние. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальней­ших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости челове­ческой личности, об общественном призвании челове­ка, о его патриотическом и гражданском долге, о но­вом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти во­просы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патрио­тической страсти, такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

    Комедия с могучей сатирической силой разоблача­ла «нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благоле­пия и благоприличия и представить их на суд люд­ской разоблачёнными от всех и всяческих украшаю­щих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту за­дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности со­ставляют истинный, ничем не прикрашенный отвра­тительный облик крепостнического общества с его па­разитизмом и своекорыстием, чванством и лакейст­вом, мракобесием и нравственным растлением.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Грибоедов, сочинение | Распечатать
05.20.2010 / 18:56 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: