Главная » Сочинения » Особенности конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Особенности конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

     В двадцатые годы девятнадцатого века Россия была охвачена острой политической борьбой между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии выйдут декабристы. Эти два противостоящих друг другу лаге­ря: «век нынешний» и «век минувший», конфликт между ними изображен А. С. Грибоедовым в своей ко­медии «Горе от ума».

     Александр Андреевич Чацкий — главный герой произведения, представитель прогрессивного дворян­ства, сторонник всего нового, что могло бы позволить стране двигаться вперед, своим поведением и образом мыслей резко отличается от окружающих его людей. Детство он провел в Москве, был нередким гостем в доме Фамусовых, полюбил их дочь Софью. Образова­ние получал сначала у гувернеров, как и многие моло­дые люди его сословия, потом уехал за границу. Име­нием своим интересуется мало, управляет им «оплош­но», поэтому состояние имеет небольшое. Чацкий некоторое время занимался государственной служ­бой, даже имел знакомство с министрами и успел по­бывать в армии.

     Первое появление Чацкого в пьесе — по возвраще­нии его в Москву после нескольких лет отсутствия. «Чуть свет» он приезжает в дом Фамусовых, к Софье, чтобы признаться ей в пламенной любви, которую он пронес в своем сердце с юности. Этот поступок говорит нам о пылкой и страстной натуре Чацкого. Его чувст­ва не смогли охладить ни расставание с любимой, ни странствия. Его речь отличается меткостью выраже­ний, эмоциональностью, остроумием. Так отзывается о нем Софья: «Остер, умен, красноречив». Да и сам Фамусов рекомендует его как человека толкового: «...он малый с головой, И славно пишет, переводит».

     Чацкий — представитель того периода в истории России, когда начинали формироваться взгляды бу­дущих декабристов. Он в своих эпиграммах обличает защитников самодержавия и крепостничества. Для него неприемлемы карьеризм, низкопоклонство, он сторонник истинного просвещения. Источником всех бед современной ему России он считает крепостное право. Чацкий с большим негодованием отзывается о помещиках-крепостниках: один променял верных слуг на борзых собак, другой, помещик-театрал,—

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все,

Распроданы поодиночке!!!

     Театр прогорел, и театрал-любитель распродал по­одиночке маленьких актеров. Помещики не считают за людей своих крепостных, они к ним жестоки и бес­пощадны.

Московское барство представлено в комедии как толпа бездушных, праздных и пошлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

     Дряхлеющих над выдумками, вздором...

     Для Фамусова и его общества крепостное право — нормальное явление, оно соответствует интересам дворянства, способствует их обогащению и наживе. Даже жениха для своей дочери Фамусов ищет по принципу:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

     Тот и жених.

     К службе представители московского барства отно­сятся чисто формально, как к источнику обогащения. Полковник Скалозуб, человек грубый, вовсе не скры­вает, что целью его службы является получение чи­нов: «Мне только бы досталось в генералы...».

Фамусов тоже служит не делу, а лицам, пристраи­вая на выгодные посты своих людей:

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к

местечку,

          Ну как не порадеть родному человечку!

     Низкопоклонство перед вышестоящими — это вер­ный путь к достижению всевозможных благ. Собст­венное мнение иметь совсем необязательно и даже вредно. Яркий пример тому — персона Молчалина, он покорно заявляет:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Главное всюду успевать и угождать:

Там Моську вовремя погладит;

     Тут впору карточку вотрет.

    И такое поведение дает ему реальную надежду на построение успешной карьеры: «... дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

И, действительно, подобные люди могут подняться до больших карьерных высот и даже управлять госу­дарством. Чацкого искренне возмущает такое поло­жение вещей, он с негодованием восклицает:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

     Не эти ли, грабительством богаты?

     Также противоположные точки зрения у Чацкого и фамусовского общества на вопрос просвещения. Фа­мусов видит в обучении своей дочери лишь возмож­ность для удачного замужества:

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

     И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

     Чацкий сторонник распространения истинного обучения среди народа. Он выступает за укрепление в государстве русской культуры и за искоренение сле­пого подражания всему иностранному:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев...»

     В России, по словам Чацкого, среди дворянства:

Господствует еще смешенье языков:

      Французского с нижегородским.

     Этот факт невежества вызывает в Чацком волну не­годования. Но его благородный протест просвещенно­го человека не находит поддержки среди барской Мо­сквы. Фамусов в просвещении видит опасность для государства, с которой нужно бороться как с болез­нью:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

     Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

     И хорошо было бы сделать последний шаг в борьбе с ученьем: «Забрать все книги бы да сжечь».

Фамусовское общество проводит все свое время в пустых и праздных развлечениях. Служба для его представителей лишь средство к личному обогаще­нию, просвещение"— враг, несущий опасность их бла­гополучию.

     Для Чацкого это общество чуждо, взгляды на жизнь, просвещение, службу диаметрально противо­положные. Что же удерживает героя в столь чуждом ему по духу обществе? Он остается здесь только из-за любви к Софье. Но, как выясняется, девушка уже ох­ладела к Чацкому и даже высказывает мнение о его сумасшествии.

Трагедия Чацкого — это трагедия умного, образо­ванного человека, стремящегося к движению вперед не только для себя, но и для страны, для русского на­рода. Он — выразитель новых идей, взглядов, непри­миримых с жизненными принципами людей «века минувшего». Наиболее точно охарактеризовал его роль в обществе И. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим... Чацкие живут и не переводятся в обществе... где длится борьба свеже­го с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих-пор и едва ли состарится когда-ни­будь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Грибоедов | Распечатать
05.20.2010 / 19:23 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: