Главная » Сочинения » Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.

    Расчетливый прагматизм Софьи, которому проти­вопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, «дрессирует» будущего мужа - Молчалина. Это ры­нок, где молодая женщина - товар, и она хочет совер­шить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.

    Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дво­рянского общества своей эпохи — с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враж­дой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

    Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Со­фье переходит в некий поединок «отцов» и «детей», спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого — господина слов и Чацкого — господина дел. Так, во втором дей­ствии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и именьем-то своим управляет оплошно.

«Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Огля­дывается, все в вальсе кружатся с величайшим усер­дием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один — кульминация общественного кон­фликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь ула­дить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схе­му жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт.

    Чтоб подробней раскрыть тему сочинения, мы по­пытаемся рассмотреть ситуацию в пьесе как любов­ную коллизию. Тут, в нарушение всех канонов клас­сицизма, вместо любовного треугольника мы видим, по меньшей мере, четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым), а Лизанька неравно­душна к Петруше. При такой сложной любовной ли­нии единство действия нарушается, да еще все это пе­ремешивается с общественной интригой. Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого. Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти кон­фликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «...символиче­ское, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному... умен не по-русски. По-чужому. По-чуж­дому».

    Известно, что схему жизни составили себе все ге­рои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья... Именно Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Од­нако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баже­нов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдум­ка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, по­этому в афише она указана как Софья, то есть «муд­рая», но Павловна — дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него. Однако в конце комедии она все же прозревает, «ломается» ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутрен­ней перемене мы можем судить лишь со слов о про­шлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: «Недаром, Лиза, плачу...» — тогда как на про­тяжении всего действия Не говорит ей ни слова. Инте­ресен еще один, почти бессловесный персонаж - ла­кей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусо­ва, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчи­ка Петрушу?» В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.

    Итак, суть произведения раскрывается через обще­ственный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), лич­ный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья...) конфлик­ты, что Грибоедов мастерски изображает с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и мо­нологов. И во втором действии роль Софьи и Лизы не­сомненно велика в раскрытии идей пьесы.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Грибоедов, сочинение | Распечатать
05.20.2010 / 19:29 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: