Главная » Сочинения » Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Творчество Ф. М. Достоевского - одно из вершинных явлений миро¬вой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в «душе человеческой» в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского — роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г. Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный чело¬век, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?
Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа - Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.
Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа «Преступление и наказание», так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.
В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.
Но Петербург Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.
Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича - слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!» Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом».
Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.
Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, «походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой».
Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова «что-то», «как-то», «куда-то» усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет «ужасно» — не просто синоним слова «очень», он аналогичен эпитетам: «безобразно тупой угол», «что-то уродливое». Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на «шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.
В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население - портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в «Преступлении и наказании» все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна «благо¬разумная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.
В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы»: «из распивочных пьяные выходят». Это - реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: «Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику...» Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.
Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: «Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка», «молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом»; живые впечатляющие детали: «бабенка щелкает орешки и посмеивается». Все это не похоже на сон.
А вот и другая сцена: «склонившись над водою», смотрит Раскольников «на последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, пораженный «одним диким и безобразным явлением». Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар - все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».
Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.
«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Этот же Петербург окружает и Евгения в «Медном всаднике» Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург - это «немой и глухой» город, давящий все живое.
В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.
В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Достоевский, сочинение | Распечатать
05.10.2010 / 19:27 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: