Главная » Сочинения » Темы, идеи, образы в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Темы, идеи, образы в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Сентиментализм как направление в литературе возник в XVIII веке. Основные особенности сентимен­тализма — обращение писателей к внутреннему миру героев, изображение природы; на смену культу разу­ма пришел культ чувственности, чувства.

Самое известное произведение русского сентимен­тализма — повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Тема повести — тема смерти. Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитыва­лась в бедной, но любящей семье. После смерти отца Лиза осталась единственной опорой для своей старой больной матери. Тяжелым физическим трудом она за­рабатывает на жизнь («ткала холсты, вязала чулки»), а летом и весной рвала цветы и ягоды для продажи в городе. Эраст — «довольно богатый дворянин, с из­рядным разумом и добрым сердцем, добрым от приро­ды, но слабым и ветреным». Молодые люди знакомят­ся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются. Эрасту вначале нравились их платони­ческие отношения, он «с отвращением помышлял... о презрительном сладострастии, которым прежде упи­вались его чувства». Но постепенно отношения разви­вались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно. Лиза понимает, что не подхо­дит Эрасту по социальному положению, хотя он и ут­верждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею не­разлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю». Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст пе­ременился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходи­мо отправиться на службу. Вместо того чтобы сра­жаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение». Он, забыв все обе­щания, данные Лизе, женится на другой с целью по­править свое материальное положение.

     В этой сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхожде­ния тоже способны на глубокие чувства, пережива­ния. Именно чувства героев — объект его пристально­го внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конеч­но, не от страха», «Лиза рыдала — Эраст плакал — ос­тавил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста... и Лиза, оставлен­ная, бедная, лишилась чувств и памяти»).

Пейзаж в произведении не только служит фоном раз­вития событий («Какая трогательная картина! Утрен­няя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко­торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании»), но и показывает отно­шение автора к изображаемому. Автор олицетворяет природу, делая ее даже в какой-то мере участницей со­бытий. Влюбленные «всякий вечер виделись... или на берегу реки, или в березовой роще, но всего чаще под те­нию столетних дубов... Там часто тихая луна, сквозь зе­леные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви... Они обнимались — но цело­мудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». В сцене грехопадения Лизы природа как бы протестует: «...ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения... Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сето­вала о потерянной Лизиной невинности».

Основной темой в произведениях писателей-сенти­менталистов являлась тема смерти. И в этой повести Лиза, узнав об измене Эраста, покончила жизнь само­убийством. Чувства простой крестьянки оказались силь­нее чувств дворянина. Лиза не думает о матери, для кото­рой смерть дочери равносильна собственной смерти; о том, что самоубийство — большой грех. Она опозорена и не представляет жизни без своего возлюбленного.

Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы.

Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассу­ждения рассказчика, описание взаимоотношений ме­жду героями.

Название повести можно истолковать по-разному: эпитет «бедная» характеризует главную героиню Лизу по социальному положению, то что она не бога­та; а также то, что она несчастна.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Карамзин | Распечатать
05.20.2010 / 20:25 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: