Главная » Сочинения » «Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

«Портреты и только портреты входят в состав комедии...» (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

 

Белинский писал, что «комедия Грибоедова отвергла искусст­венную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, за­тертый механизм старинной драмы». Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действую­щих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднознач­ны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.

Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых раз­личных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чинов­ник. Как заметил Белинский, «это гоголевский городничий этого круга общества... Знатность, вследствие чинов и де­нег, — вот его идеал жизни».

Фамусов — типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством (в этом он схож с Молчалиным). Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однаж­ды, как шут, потешал придворное общество на светском рау­те, но зато потом — «пред всеми знал почет».

Фамусов — бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: «подписано, так с плеч до­лой». Думается, при случае Павел

Афанасьевич не брезгует и взяткой. Это о нем говорит Чацкий, критикуя московское чи­новничество:

 

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

 

 

«Радение» Павла Афанасьевича на службе весьма красно­речиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой: «К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а мо­жет и в субботу, я должен у вдовы, у докторше, крестить».

В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство:

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки,

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Воплощая в себе «век минувший», Павел Афанасьевич не­навидит образование, науки, считая, что в них все зло. «Уче­нье — вот чума, ученость — вот причина», — заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не прием­лет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных поряд­ков — все это порядком пугает Павла Афанасьевича. Услы­шав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого — это его инакомыслие:

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях, — и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!..

Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич — заботливый отец. Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образова­ние — Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье:

Теперь... да в полмя из огня:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Объявлен мотом, сорванцом;

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Фамусов — хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства вос­питывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова.

Павел Афанасьевич по-своему патриотичен. Как и Чац­кий, он выступает против засилья в России всего иностранно­го, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается:

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

Фамусов — настоящий философ, он достаточно умен, про­ницателен. Речь его меткая, образная, остроумная, очень под­вижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и забот­ливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозя­ин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный че­ловек, носитель образной, подвижной, меткой речи.

Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Ис­торию этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари,

В Москву переведен через мое содейство...

Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фа­мусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. «Уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит», «в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких» — так Молчалина характеризует Со­фья. Алексей Степаныч всегда вежлив и любезен с окружаю­щими. Софья рассказывает о нем Чацкому:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

А между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем,

Он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет...

Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизнен­ную философию он раскрывает в разговоре с Лизой:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белин­ский, он «умен, как дьявол, когда дело идет о его личных вы­годах». Действуя в соответствии со своим «имиджем», Мол­чалин прикидывается влюбленным в «угоду» Софье. Здесь он становится нежным и романтичным:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит...

Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасыва­ет маску романтического влюбленного: он откровенно воло­чится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, кото­рую любит «по должности». С. Яблоновский писал, что Мол­чалин — истинный «виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, — о, тут целая симфония...»

Мотив «Максима Петровича», берущий начало в комедии в образе Фамусова, получает окончательное, полное заверше­ние в образе Молчалина. Лесть и подхалимство — вторая на­тура Молчалина. Мотив «Максима Петровича», мотив паде­ния реализуется в поведении этого персонажа и в букваль­ном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии. По­няв, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бро­сается перед ней на колени: «Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..» Однако Софья больше не верит своему возлюб­ленному. В этом «безверии» героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств. Именно поэтому она остается гордой и непреклонной в финале комедии:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,

Чтоб никогда об вас я не слыхала.

«Софья любит ограниченного человека без души, без серд­ца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низко­поклонника...», — писал Белинский. Однако, думается, ге­роиня лишь думает, что любит Молчалина, «лишь играет в роман».

Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей — Фаму­сова и Молчалина. Уверенной рукой мастера созданы харак­теры не только типические, но глубоко самобытные и ориги­нальные.


 

Белинский В. Г. Горе от ума. — В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 235.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 246.

Яблоновский С. П. В защиту Софьи Павловны Фамусовой. — В кн: О театре. М., 1909. С. 163.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 240.

Гончаров, Васильев. Софья. — В кн: Александр Сергеевич Гри­боедов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 97.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Грибоедов | Распечатать
10.18.2011 / 19:40 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: