Главная » Сочинения » Философская лирика А. С. Пушкина
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Философская лирика А. С. Пушкина

Белинский писал, что поэзия Пушкина есть поэзия созерца­тельная, которая признает настоящее положение мира «если не всегда утешительным, то всегда необходимо-разумным». Муза поэта «умеет глубоко страдать от диссонансов и проти­воречий жизни, но она смотрит на них с каким-то самоотри­цанием, ...как бы признавая их роковую неизбежность и не нося в душе своей идеала лучшей действительности и веры в возможность его осуществления». Это свойство пушкинской поэзии особенно ярко проявляется в философской лирике Пушкина.

Здесь вспоминается стихотворение «Если жизнь тебя об­манет», которое в этом отношении почти декларативно. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, ничего не отрицая и не пытаясь бунтовать:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Конечные строки стихотворения заключают в себе наи­высшую поэтическую мудрость: устремляясь в будущее, мы часто не ценим настоящего, но это настоящее становится про­шлым, куда мы возвращаемся снова и снова, потому-то про­шлое так дорого человеческому сердцу:

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Мотив времени пронизывает и другое пушкинское стихо­творение — «Вновь я посетил». Оно было написано в Михай­ловском в 1835 году. Жуковский опубликовал стихотворение в V томе «Современника» под произвольным названием «От­рывок» уже после смерти поэта.

Это стихотворение о Михайловском, где поэт провел «из­гнанником два года незаметных». И уже в начале здесь зву­чит мотив быстротечности времени, «общего закона», которо­му покорен человек:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я...

Однако знакомый «уголок земли», его природа, мерный, однообразный ритм жизни — все это, казалось бы, неподвла­стно времени. На первый взгляд, в Михайловском все оста­лось по-прежнему. С легкой грустью вспоминая о прошлом, поэт узнает знакомые места: «опальный домик», где жил «с бедной нянею», «холм лесистый», «озеро» с «отлогими брега­ми», «мельница», «нивы златые», «три сосны». Здесь у Пуш­кина как бы сливаются два времени — прошлое и настоящее. Все реалии настоящего существуют еще и в прошлом — в соз­нании поэта, в его благодарной памяти.

Здесь же возникает едва ощутимый мотив смерти, бренно­сти человеческого бытия. «Опальный домик» поэта одинок: «бедной няни» уже нет в живых, не слышно больше ее «ша­гов тяжелых».

Таким образом, тема «общего закона бытия» и тема «веч­ной жизни природы» как будто противоборствуют на протя­жении всей данной части стихотворения: подчиняясь ходу времени, изменился сам поэт, уже нет няни, но знакомый «уголок земли», кажется, не только неподвластен времени, но застыл в неподвижности: «Минувшее меня объемлет жи­во». Прошлое, «минувшее» оказывается «живо» в настоя­щем. «Минувшее» в точности такое же, как и ранее, пока по­эт не замечает здесь никаких изменений.

Синея, «стелется широко» озеро, рыбак неизменно тянет за собой «убогий невод», за деревнями «скривилась мельни­ца», в «гору подымается дорога», три сосны «стоят по­одаль» — все эти картины совпадают и в воспоминаниях по­эта, и в его новом впечатлении. Но вот, проезжая мимо трех старых сосен, он отмечает изменения в природном мире:

...Они все те же,

Все тот же их, знакомый уху, шорох —

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети...

Здесь мотив противостояния человека и природы внезапно приглушается, а затем незаметно переходит в противополож­ный — мотив единства человека и природы. Природа, как и человек, подвержена влиянию времени. Человек осознается здесь частицей природы, живущей по тем же законам. Возле старых корней могучих сосен молодые «кусты теснятся», «как дети». В этом видится поэту величайшая мудрость веч­ного обновления жизни, вечного торжества юности. Здесь возникает мотив будущего, «младого, незнакомого племени»:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Темы прошлого, настоящего и будущего сливаются в фи­нале стихотворения.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ям­бом, который создает особую разговорную интонацию. Компо­зиционно произведение делится на две части. Первая часть — это воспоминания поэта о прошлом. Вторая часть — мысли его о будущем. Композиция стихотворения нашла свое отражение в языковых средствах. Как отмечает Я. Л. Левкович, в первой части (первые три тирады) мы находим множество глаголов в форме прошедшего времени: «провел», «переменилось», «бро­дил», «жил», «сиживал». Во второй части употреблены глаго­лы в форме будущего времени: «увижу», «перерастешь», «ус­лышит», «пройдет», «вспомянет». В стихотворении можем от­метить точные, уместные эпитеты («опальный домик», «шагов ее тяжелых», «кропотливого ее дозора», «убогий невод», «нив златых», «пажитей зеленых»), метафоры («Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети»). Лексика стихотворе­ния разнообразна: здесь есть слова и разговорно-бытового, «низкого» стиля («насилу», «сиживал», «вспомянет»), и «вы­сокого» стиля («объемлет», «под сенью»), и славянизмы («по брегам», «младая», «главу»). В сложных предложениях часто встречаем тире, подчеркивающее контрастное сравнение про­шлого и настоящего. В стихотворении есть аллитерации и ас­сонансы: «вечор еще бродил Я в этих рощах», «Знакомым шу­мом шорох их вершин», «ворочая при ветре».

С мотивом прошлого и будущего неразрывно связана и те­ма соседства жизни и смерти в пушкинских стихотворениях («Пора, мой друг, пора! покоя сердце рросит», «Когда за горо­дом задумчив я брожу», «Два чувства дивно близки нам»). Характерно, что эти, казалось бы, полярные понятия не про­тивопоставлены у поэта, а лишь взаимно дополняют друг дру­га. Сам мотив бренности человеческого существования звучит у Пушкина необыкновенно жизнеутверждающе:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье человека

И все величие его.

Нельзя сказать, что все пушкинские размышления всегда так светлы и оптимистичны. Чувства безысходности, тоски и отчаяния нередко овладевали поэтом, и тогда появлялись не­разрешимые вопросы: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» В такие минуты жизнь казалась поэту тоскливо-однообразной: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», «Сердце пусто, празден ум, И томит меня тос­кою Однозвучный жизни шум».

Иногда эти настроения сливаются у Пушкина с демониче­скими мотивами. И связь эта очень естественна. Как уже бы­ло отмечено выше, презрительное или насмешливое отноше­ние к жизни было совершенно чуждо пушкинскому созна­нию. Какое-либо духовное диктаторство было совершенно неприемлемым для него. Размышляя о человеческих отноше­ниях, о собственной жизни, о любви или дружбе, поэт «ниче­го не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любо­вью и благословлением...».

Поэтому Пушкин как будто отделяет себя от собственных чувств тоски и угнетенности духа, от гнева и досады на судь­бу. И появление демона здесь очень естественно:

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать мена.

(«Демон»)

Причем мироощущение демона полностью противополож­но мироощущению самого поэта:

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Демонические образы поэт создает и в стихотворении «Бе­сы», написанном в 1830 году. История создания стихотворе­ния не прояснена в литературоведении. Известно, что неза­долго до написания «Бесов» поэт перечитывал «Ад» Данте. Пушкин рисует здесь традиционный в литературе «бесовский пейзаж»: ночная дорога, метель, вьюга, освещаемая светом луны, тучи, мчащиеся на фоне мутного неба, неведомые рав­нины. Герой и ямщик сбиваются с пути, их охватывает страх и тревога. Внезапно они видят беса, который неуловим и вез­десущ: толкает «одичалого коня», «дует» на заблудившегося путника, сверкает «искрой малой» во тьме пустой. Затем «бесовство» в стихотворении как будто разрастается: бесы уже мчатся «рой за роем в беспредельной вышине». В. А. Грехнев отмечает, что бесы у Пушкина «бесконечны», как бесконечно неисчерпаемое в мире зло. Именно это, по мнению исследова­теля, обусловило чувство лирического героя — его надрыв­ную тоску, какое-то щемящее чувство безысходности.

Все стихотворение построено на «непрерывном нарастании беспокойства и страха» в душе лирического героя. Мрачный, страшный пейзаж здесь становится своеобразным рефреном:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Так начинается стихотворение, так же оно и заканчивает­ся. Однако в финале чувства героя становятся иными: его страх переходит в бесконечную тоску, чувство безысходности. В «Бесах» использованы емкие, эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «оди­чалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие мо­нотонность и однообразие зимнего пути и одновременно на­растающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин- дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипа­ет очи»). Лексика стихотворения разнообразна: здесь мы на­ходим слова разговорно-бытового стиля («поневоле», «нет мо­чи», «Хоть убей, следа не видно»), «высокого» стиля («очи», «далече»).

Таким образом, человек в пушкинской лирике принимает мир таким, какой он есть, не пытаясь что-либо изменить в нем. Единственная возможность изменения мира — это изме­нение самого человека, его ума и души. «Решительно никто из русских поэтов не стяжал такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых, ... по­тому что мы не знаем на Руси более нравственного... поэта, как Пушкин», — писал Белинский.


Левкович Я. Л. «Вновь я посетил...». — В кн: Стихотворения Пушкина 1820—1830 годов. История создания и идейно-художест­венная проблематика. Л., 1974. С. 311.

Грехнев В. А. Болдинская лирика А.С. Пушкина. 1830 год. Горький, 1980. С. 48.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Пушкин, сочинение | Распечатать
10.20.2011 / 10:47 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: