Главная » Сочинения » Сюжетно-композиционные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Сюжетно-композиционные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Одной из замечательных особенностей пушкинского гения яв­ляется гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определен­ность, стройность и соразмерность — основные композицион­ные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «ко­нец гармонирует с началом». Действительно, одним из из­любленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно нача­лось. Образцом подобной композиции является роман «Капи­танская дочка», где действие начинается и завершается в по­местье Гриневых. Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной компо­зицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в ро­мане как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.

В «Евгении Онегине» два главных героя, которые постав­лены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием дей­ствия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом ан­титетичны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод...

Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют со­бой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составля­ет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз- гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка. Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тя­нется к культуре русской, которая началась для нее с рус­ских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его во­дят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся «бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противо­стоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружаю­щих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность. Он обычный светский повеса, ловкий и любез­ный молодой человек, живущий в полной гармонии с окру­жающими. И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны — ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина со­провождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.

Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно...Нет...

Как! из глуши степных селений...»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил

Смутно Ему забытые черты.

Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых дога­док, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжетной линии Татьяны — даль­нейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, од­нако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллекту­альных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюблен­ных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татья­ну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он». В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была на­дежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается чита­тель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г. Белинский), во втором любовь уже свободна от литера­турного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой призна­нья». Это кульминация первого сюжета. В этом письме рас­крывается мировосприятие героини — ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив по­корности судьбе:

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам. Если в письме Татьяны основ­ной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах. Как и в письме Татьяны, здесь возника­ет мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе». В действиях же Онеги­на все то же неуважение к настоящему положению- вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассмат­ривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь». За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петербур­ге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, поражен­ный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается расте­рянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа). Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д. Благой, «в последней главе „Евгения Онегина" заклю­чается как бы два слитых воедино конца: конец всего произ­ведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе...».

Водоразделом между любовными историями героев в ро­мане является дуэль, которая заканчивается смертью Ленско­го. Смерть Ленского — переломный момент в содержании ро­мана, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность лю­бовных сюжетов.

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и на­лево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Оне­гин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги — юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Исследователи также неоднократно отмечали противопо­ставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и востор­женный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглублен­ная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.

Характерно, что в романе есть еще один персонаж — сам автор. Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин" — это единство автора; это „роман автора", внутри которого заключен „роман героев"». Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в труд­ную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом. В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о при­хотливости желаний. Лирические отступления в романе «ис­полнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любя­щею, такою гуманною» (В. Г. Белинский). Именно образ ав­тора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жиз­ни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фолькло­ром, народными обрядами. Ей снится медведь, избушка, раз­личные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за сто­лом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает же­нитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский...

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описа­нием поместных дворян, приехавших на именины к Лари­ным. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиноче­ство в окружающей поместной среде, в родной семье.

Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей. Стиль их различен — от картин приро­ды в духе французского сентиментализма до русских реали­стических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.

Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкин­скому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологиз­мом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет...

По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил...

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, пове­дение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер. Ленский — «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолю­бивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».

Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внут­ренний мир, характер. В портрете же Онегина были подчерк­нуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собст­венно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.

Характерен в романе портрет Ольги. Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной ак­цент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, за­урядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно Ее портрет...

Наиболее подробное описание обстановки в романе — пе­тербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском до­ме. Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона). Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, ка­мин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин под­черкивает простоту образа жизни поместных дворян, их госте­приимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы совре­менного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества... великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.


Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. — В кн: От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1973. С. 168.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 412.

Непомнящий В. Книга, обращенная к вам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман». — Москва. 1999. № 6. С. 167.

Бочаров С. Г. Форма плана. — Вопросы литературы. 1967. № 12. С. 118.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­

ментарий. — В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Т. 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 395.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Пушкин, сочинение | Распечатать
10.20.2011 / 10:54 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: