Главная » Сочинения » Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состо­ит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувст­вами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замеча­ет С. Г. Бочаров, «в „Онегине" нам не дано забыть об авторе... и объективность романа обращена постоянно в образ созна­ния, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается бук­вально всех сторон современной жизни — образования и вос­питания, литературы и истории, театра и актеров, мод, гас­трономических изысков. Он размышляет о родственных отно­шениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» — не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство ро­мана — это единство автора; это „роман автора", внутри кото­рого заключен „роман героев"». Причем автор активно вме­шивается в действие, проявляя свое отношение к происходя­щему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа — Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, — жиз­ненные обстоятельства. Автор и герой — люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... «Увы, на разные забавы Я много жизни погубил!» — бесхитростно признается Пуш­кин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жиз­ни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с ко­торой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаро­вался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «ус­ловий света ...бремя». Поэт описывает высший свет исключи­тельно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступ­ных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него — «несносный, хоть невинный вздор».

Именно здесь автор сближается с Онегиным, открывает в герое симпатичные ему черты: «мечтам невольную предан-
ноет»», «неподражательную странность» и «резкий, охлаж­денный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ни­ми проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую лите­ратуру, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гу- вернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышле­ния, культуру. Онегин — романтический герой «европейско­го типа». Автор же — человек русский по духу своему и ми­роощущению, истоки его личностного развития — в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, род­ственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

На вздохи, скуку и обман...

Для автора же дом и семья — это самые главные ценности в жизни. И поэт говорит об этом в главе, посвященной семей­ству Лариных.

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребыва­ния в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; По­том уж наводили сон...». Для автора же природа — источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин рав­нодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бра­нит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества пони­мается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «фило­софия потребления мира человеком» не может породить ниче­го жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит беско­нечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рож­дающим «творческие сны».

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Оне­гин не верит в возможность счастья. Следствием его жизнен­ного опыта становится самоуверенность и безапелляцион­ность. Именно эти качества проявляются в отношениях Оне­гина с Татьяной.

Мироощущение же автора совсем иное. Его мировосприя­тие непосредственно, поэтически доверчиво, душа открыта для обманчивых впечатлений бытия, а сердце заранее готово простить «милые обманы»:

 

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

 

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, — для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно го­ворит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну лег­комысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Для Онегина «вольность и покой — замена счастью». Для автора счастье — «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» — все то разнообра­зие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не за­думывается над смыслом человеческого существования. Ав­тор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Различаются автор и герой и отношением к людям, вос­приятием личности другого человека. Своеволие и эгоизм Онегина становятся подлинной причиной его дуэли с Лен­ским. Для Пушкина же подобное поведение неприемлемо:

...Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце...

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом — каждая пора его жизни отмечена сообраз­ностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им са­мим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился... и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он — «духов­ный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он об­ретает «надежду юности». «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», — говорит Пушкин. Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытаю­щийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И при­рода как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духов­ной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В на­чале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоми­нает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровен­ный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне — теперь их нет:

Они прошли иль изменились...

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа — это обычный светский повеса, в финале — человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных ошибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим тру­дом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возмож­ность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.


Бочаров С. Г. Указ. соч. С. 118. 5-4904

Достоевский Ф. М. Пушкин. Очерк. — В кн: Светлое имя

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Пушкин | Распечатать
10.20.2011 / 11:00 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: