Главная » Сочинения » Драма человеческой судьбы в «Маленьких трагедиях» А. Пушкина
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Драма человеческой судьбы в «Маленьких трагедиях» А. Пушкина

Все люди разные: одни добры и великодушны и при этом талантливы или гениальны — другие завистли­вы и бездарны, одни порядочны — другие хитры и лживы, одни смелы и сильны духом — другие осто­рожны и трусливы. Однако всем приходится жить в одном мире, сосуществовать и строить свою жизнь в зависимости от своего жизненного кредо.

В жизни каждого человека однажды наступает мо­мент, когда от его слова или поступка зависит после­дующая жизнь. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина — это человеческие драмы, происходящие тогда, когда привычная жизнь неожиданно меняется либо ожидаются большие перемены.

Геройству что виною было? — скупость.

Да! заразиться здесь не трудно ею

Под кровлею одной с моим отцом.

Из-за скупости своего отца Альбер, герой «Скупого рыцаря», находится в унизительном бедственном по­ложении. Он может продемонстрировать силу и ры­царское мастерство на турнирах, но ему не в чем поя­виться в свете, и конь еще хромает после победы нака­нуне.    Молодой    человек    постоянно    испытывает денежные  затруднения,   страдая  и  мучаясь  из-за этого.

Альбер  очень  привлекателен,  как  человек.   Он умен: хорошо зная своего отца, Альбер очень точно характеризует отношение барона к деньгам:

О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? как алжирский раб,

Как пес цепной. В нетопленной конуре

Живет, пьет воду ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

А золото спокойно в сундуках

Лежит себе.

Он добр: не имея за душой ни копейки, посылает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Сыновья честь и порядочность взбунтовались в нем, как только он понял, какого рода помощь, ему предложил жид. Альбер выгоняет последнего, не принимая денег, так необходимых ему:

Вот до чего меня доводит

Отца родного скупость! Жид мне смел

Что предложить! Дай мне стакан вина,

Я весь дрожу... Иван, однако ж деньги

Мне нужны. Сбегай за жидом проклятым,

Возьми его червонцы.

………………………………

...Иль нет, постой,

Его червонцы будут пахнуть ядом,

Как сребреники пращура его...

Доведенный жизненными обстоятельствами до крайности, Альбер решил пожаловаться на отца, (не самый разумный выход, сын так поступать не дол­жен). И, как это свойственно всем молодым людям, для которых честь превыше всего, он дерзок и вспыльчив: во дворце у герцога, услышав клевету на себя из уст отца, не сдержался, принял его вызов — поднял перчатку. Скупой рыцарь, в свою очередь, так боялся разлучиться с любой частицей своего золота, что способен был на все. Однако старый барон зря пе­реживал о сохранности богатства после его смерти — она наступила при таких обстоятельствах, что он те­перь может спать» спокойно: золото будет охранять, именно охранять, его наследник. Теперь Альбера не будут привечать при дворе (герцог уверен в вине сына), теперь он будет в опале. И его дальнейшая жизнь станет очень похожей на жизнь отца — скупого рыцаря.

А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. 

Сальери, герой другой маленькой трагедии А. С. Пушкина, не был гением, жизнь это подтверди­ла, но он был талантлив и трудолюбив. Сальери сам себя называет ремесленником в искусстве: он долго трудился, прежде чем испытал сладость вдохнове­ния; терпеливо и напряженно достигал славы. Труд, успех и слава — его счастье в искусстве. По его мне­нию, только благодаря трудолюбию и терпению мож­но достичь определенных высот. Но с появлением Мо­царта Сальери теряет душевный покой. У Моцарта все получается просто и легко, музыка рождается у него гармонично и без всяких усилий. Моцарт — гений, хотя при этом «безумец, гуляка праздный».

По иронии судьбы Моцарт видит в Сальери искрен­него друга и не скрывает от него своих планов, мыслей и творений. Зависть погубила союз двух людей, пре­данных искусству, гармонии. Моцарт, предчувствуя близкую смерть, пишет «Requiem». Гений компози­тора так велик, что никакая зависть не может уничто­жить его произведение,— Сальери плачет.

Моцарт любит своего друга, и на пороге смерти он не жалеет для Сальери добрых, уважительных слов. Сальери же не только будет теперь жить с мыслью, что он преступник и грешник, но и никогда не простит себя за зависть, за убийство искреннего и верного дру­га, за то, что он, служитель искусства, лишил мир не­повторимого таланта.

Испанский гранд как вор.

Ждет ночи и луны боится — боже!

Главный герой «Каменного гостя» — Дон Гуан, за убийство командора сослан из Мадрида. Дон Гуан принес много слез любящим его женщинам. Но ни ка­пли раскаяния или угрызений совести нет в его душе. Он продолжает бесчинствовать, не останавливаясь ни перед чем, нет предела его коварству. Может ли он по-настоящему (самоотверженно и верно) полюбить Донну Анну? Скорее всего нет.    

Чтобы отвести беду от своей любимой жены, вос­стает из гроба командор (именно он — каменный гость). Распоясавшийся Дон Гуан имеет наглость сме­яться над мертвым, издеваться над памятником умер­шему, за что и получает наказание — смерть.

Так без чести и славы прожил свою жизнь ге­рой-любовник. Он нисколько не заботится ни о своей чести, ни о чести «любимой» женщины, ни о чести че­ловека, которому дорога эта женщина.

... хвала тебе, Чума,

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье!

Бокалы пеним дружно мы

И девы-розы пьем дыханье,—

Быть может... полное чумы! 

В «Пире во время чумы» за исходную точку автор берет ситуацию, заданную заголовком, то есть в бук­вальном смысле пир во время самой настоящей чумы. Чума уносит жизни близких, родных, знакомых. Трупы из города вывозят на телегах. Осталось одно оживленное место — кладбище. Совсем недавно в го­роде было светло и весело, царила жизнь, теперь все поменялось: смерть и страх поселились в душе каждо­го. Среди страдания, горя и обреченности горстка бе­зумцев устроила пир. На первый взгляд, это кощунст­во, об этом и священник вещает:

Безбожный пир, безбожные безумцы!

Вы пиршеством и песнями разврата

Ругаетесь над мрачной тишиной,

Повсюду смертию распространенной!

Средь ужаса плачевных похорон,

Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,

А ваши ненавистные восторги

Смущают тишину гробов — и землю

Над мертвыми телами потрясают.

Люди не стоят перед выбором: жить или умереть — все предрешено. Можно паниковать или молча сидеть и смотреть в одну точку — ждать своего часа. Но моло­дые люди хотят жить, пусть недолго, и думать до по­следнего мгновения жизни. Поэтому они пируют, ве­селятся, поют песни, стараются поддержать друг дру­га, помочь не упасть духом, но не утешить. Они хорохорятся, утверждая, что не боятся смерти, фило­софски рассматривая свою перспективу: все — не веч­но, а они уже скоро познают тайну бессмертия. Они очень стараются жить. Священник, который напоми­нал председателю о недавних потерях и страданиях, пытаясь образумить безумца, вдруг все понимает (силу духа и жажду жизни): «Спаси тебя господь! Прости, мой сын».

«Пир во время чумы» завершает цикл «Маленькие трагедии». Это гимн жизни. В трагедиях «Скупой ры­царь », « Моцарт и Сальери », « Каменный гость » обна­жились нравственные болезни человека: скупость, подлость, зависть, коварство, ложь, предательство. Если бы люди научились по-настоящему любить жизнь, радоваться каждому ее мгновению, научились быть счастливыми, любить друг друга, то тогда, на­верное, не было бы места на земле ни Сальери, ни Дон Гуану, ни скупости и предательству.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 18:59 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: