Главная » Сочинения » Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина «Пророк»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина «Пророк»

И ныне есть еще пророки,
Хотя упали алтари,
Их очи ясны и глубоки
Н.Гумилев

     Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоя­щих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли пол­ное и глубокое воплощение в стихах. Видя несовер­шенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова.

     Свое представление об идеальном образе поэта Пуш­кин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым пред­шествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к проис­ходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо из­менить. Именно к такому человеку, который «духов­ной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и деталь­но останавливается на том, как происходит перерож­дение героя в пророка, какой жестокой ценой он при­обретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами на­деляет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторож­ные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

     Нужно обладать немалым мужеством, чтобы во­брать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоеди­няются и физические мучения.

Й он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои                                

Вложил десницею кровавой.

     Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость, дается ему через страдание. И это не слу­чайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарова­ний, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнива­ется в стихотворении к физическому страданию.

     Может ли поэт стать пророком, обладая, -кроме по­этического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно под­вергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить вели­кую и благородную миссию. Поэтому серафим совер­шает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

     Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных — она явля­ется могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.

     Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения наро­да, призывала к борьбе за его свободу. Она поддержи­вала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихо­творении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

...В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн —

Пловцам я пел...                 

     Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гим­ны прежние пою», — заявляет он в стихотворении.

     В поздних произведениях Пушкина все чаще зву­чат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. На­ступает время подвести итог своей творческой дея­тельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ Рос­сии сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотвор­ный», потому что он всегда был голосом своего наро­да, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу, 

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

     В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою ос­новную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснув­шись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.     

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 19:06 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: