Главная » Сочинения » Идейно-художественное своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Идейно-художественное своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лер­монтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских пес­нях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведе­ния, в котором бы выразилась русская жизнь в знаме­нательный период московской истории — царствова­ние Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтиче­скому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным обо­ротам: «мово верного слугу»; к традиционным обра­щениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Оли­цетворение   является   основным   приемом   автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая по­дымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изо­билует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой  боец»,   «солнце  красное»),   постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору...;

     анафоры:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни...» — личности могучие, яр­кие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.

Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.

Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашнико­ве. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех же­лезных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи да­дут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает чело­веческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужест­венен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значе­ние, говорит завершающая картина «безымянной мо­гилки», вызывающая сочувствие в народе.

Первым оценил «Песню...» В. Г. Белинский, напи­сав: «Песня... » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельст­вует об одном из богатейших элементов его поэзии, на­мекающем на великость его таланта», «поэма Лер­монтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное». 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Лермонтов | Распечатать
12.05.2010 / 19:16 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: