Главная » Сочинения » Стихотворение М. Лермонтова «К***»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Стихотворение М. Лермонтова «К***»

Стихотворение М. Лермонтова «К***» («О, полно извинять разврат...») (восприятие, истолкование, оценка)

     В мае 1830 года на страницах 30-го номера «Лите­ратурной газеты» появилось стихотворение А. С. Пушкина «К вельможе». Это было послание князю Н. Б. Юсупову, известному екатерининскому сановнику, прославившемуся своим богатством и без­нравственностью. Послание было комплиментарным, а в художественном отношении — весьма посредст­венным. Многие современники сделали вывод, что поэт начинает изменять своим прежним политиче­ским и духовным убеждениям, которые были им так ярко и горячо высказаны в гражданской лирике про­шлых лет, начиная с оды «Вольность» и стихотворе­ния «К Чаадаеву». Под влиянием мнений знакомых и «кривых толков, шума и брани» литературной среды так думать стал и шестнадцатилетний М. Ю. Лермон­тов.                                                              

     Он боготворил Пушкина как поэта и человека, сво­его любимого учителя и наставника в самом сложном виде словесного искусства — в поэзии. И с присущей ему откровенностью и бескомпромиссностью живо от­реагировал на происходящее. Так появилось на свет стихотворение «К***» («О, полно извинять раз­врат...»).

     «Энергией стиха и остротой постановки темы оно близко к зрелому периоду творчества Лермонтова» — высоко и справедливо оценивали критики это стихо­творение Лермонтова.

О, полно извинять разврат!

Ужель злодеям щит порфира?

Пусть их глупцы боготворят,

Пусть им звучит другая лира... 

     В целом стихотворение представляет собой страст­ный призыв к Пушкину остаться верным своему сво­бодолюбивому прошлому, служить светлому будуще­му народа, борьбе против самодержавия, зла и без­нравственности, продолжать «петь прежние гимны».

Написано стихотворение в стиле ораторской оды. Много лексики «перекочевало» из стихотворений Пушкина «Вольность» и «Андрей Шенье»: свобода, лира, петь, тиран, щит, венец, вечный, поникнуть, злодей, порфира, чело, на земле, вольность, песнь, казнь, златая, гордый. Это лишний раз свидетельст­вует о том, что «таинственный певец», к которому об­ращается Лермонтов,— это Пушкин.

     Заключительные строчки первой строфы содержат просьбу не писать больше таких стихотворений, как к «К вельможе», а так же говорят о том, что награда власть имущих и богатых — не то, чего должен же­лать поэт. Но ты остановись, певец, Златой венец — не твой венец. Две первые строчки следующей строфы призывают Пушкина не забывать о своей первой ссылке, в Молда­вию, и гордиться тем, за что он был туда сослан:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду как свободой... 

     В четырех последующих строках поэт дает востор­женную характеристику Пушкину. Лермонтов, как и многие интеллигентные люди своего времени, пони­мал гениальность и исключительность Пушкина:

Высокой мыслью и душой

Ты рано одарен природой...                  

Ты видел зло и перед злом

Ты гордым не поник челом. 

     Последняя строфа в форме напоминания о преж­них вольнолюбивых стихах Пушкина возвращает нас к сказанному в первых строках: не изменять своим юношеским идеалам, не идти на компромисс со злом. Александр Сергеевич этого послания не получал, поскольку они с Лермонтовым не встречались, а в пе­чати стихотворение появилось лишь в 1889 году. Пушкин сам осознал и исправил свою жизненную ошибку, совершенную в минуту слабости по собствен­ной доверчивости. Желание Лермонтова предупре­дить великого поэта от ложного воспевания недостой­ного «Пусть им звучит другая лира...» обогатило рус­скую поэзию еще одним блестящим образцом гражданской лирики.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 19:26 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: