Главная » Сочинения » Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова

Критики определили жанр «Героя нашего време­ни» как психологический роман. При написании это­го произведения М. Ю. Лермонтов ставил целью пока­зать «историю души человеческой», раскрыть внут­ренний мир главного героя. Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал под впечатлением своей пер­вой ссылки на Кавказ. Сначала были написаны от­дельные повести, которые выходили в печать по мере написания: «Бэла», «Фаталист» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839 году, сле­дом вышла в свет повесть «Тамань». Позже все пять повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — были объединены в роман под заглавием «Герой нашего времени».

Критики, читатели неоднозначно восприняли об­раз главного героя: одни считали Печорина карикату­рой на современного человека, а сам роман — безнрав­ственным; другие — что образ Печорина — портрет самого автора. М. Ю. Лермонтов вынужден был напи­сать предисловие ко второму изданию, в котором про­комментировал свое восприятие героя и объяснил свои творческие принципы. Автор пишет, что основ­ной его принцип при написании романа — следование правде жизни и критическая оценка героя.

Повести, из которых составлен «Герой нашего вре­мени», расположены в определенной последователь­ности. Сделано это было с определенной целью: автор постепенно погружает читателя во внутренний мир главного героя, раскрывает его характер.

В произведении три рассказчика. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, который отмечает «странности» в поведении Григория Александровича, эгоистичность, загадочность. В «Максиме Максимыче» роль рассказчика отдана странствующему офицеру — человеку, более близкому по мироощущению и социальному по­ложению к герою. Он отмечает в облике Печорина черты сильной, но внутренне одинокой личности. В последующих трех повестях — «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — в роли рассказчика уже сам Печорин, который повествует о своих приключениях в приморском городишке, о пребывании в Пятигор­ске, о происшествии в казачьей станице. Читатель уз­нает о чувствах, переживаниях героя из уст самого ге­роя, который беспристрастно анализирует свои по­ступки, свое поведение, побуждения. Впервые в русской литературе было уделено большое внимание не событиям, а именно «диалектике души», и пока­зать все «движения души» Печорина позволяет фор­ма дневниковой исповеди. Сам герой признает, что его душе знакомы такие чувства, как зависть, жа­лость, любовь, ненависть. Но рассудок все же преоб­ладает над чувствами: это мы видим в сцене погони за Верой.

Автор показывает героя в различных жизненных ситуациях, окружает самыми разными персонажами (Печорин среди горцев, в кругу «честных контрабан­дистов» и «водяного общества»). Я считаю, что это ис­ключительный и одновременно типичный герой того времени: он ищет любви, но сам несет лишь страдания и даже смерть; это человек, живущий сложной духов­ной жизнью, но абсолютно бездейственный или рас­трачивающий энергию на пустяки; сознающий свои пороки и безжалостно осуждающий их в других лю­дях; человек, который, по словам В. Г. Белинского, «бешено гоняется ...за жизнью, ища ее повсюду» и в то же время ищет смерти.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение, Лермонтов | Распечатать
12.05.2010 / 19:36 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: