Главная » Сочинения » Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы. Он продолжает оста­ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то­гдашней России на «до» и «после» него. Время, после­довавшее за 1825 годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар­ского правительства. Сложившийся в стране казар­менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз­можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо­ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не­удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю­дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен­ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об­ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че­ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха­рактерно расхождение между тем, что он представля­ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай­лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес­цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород­ных», задающий себе один мучительный вопрос: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер­но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не­объятные; но я не угадал этого назначенья...»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо­лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, отмечает, что «это было как бы двойным испытанием: выдержит ли этот новый, реальный Кавказ... проверку требования­ми действительности, не поставленного на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле­нии с «детьми природы», какие стороны личности вы­ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор­щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно­шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при­менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по­казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться испра­вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре­менного человека, каким он его понимает, и... слиш­ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со­мнений и поисков, напряженной работы мысли, под­вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо­дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове­дения: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи­вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре­мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус­тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт­вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно­го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по­ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге­роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе... не­счастную доверчивость некоторых читателей... к бук­вальному значению слов. Иные ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного чело­века... другие же... замечали, что сочинитель нарисо­вал свой портрет...

Герой Нашего Времени... портрет, но не одного че­ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно­му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо­рин — вовсе не образец для подражания, он только яр­кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени. 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 19:51 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: