Главная » Сочинения » Почему трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри»
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Почему трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

     «Мцыри» — одна из лучших романтических поэм М. Ю. Лермонтова. Это плод деятельной и напряжен­ной работы. Главный герой, по определению В. Г. Белинского, является человеком у которого «огненная душа», «исполинская натура», «могучий дух».

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает­ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя­щемся попасть на родину.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

 

     Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке­льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра­бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:                                                               

...Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

 

     О своей семье Мцыри помнит мало, отца он вспоми­нает как бесстрашного воина. И сам он мечтает сра­жаться за свободу родины. Ему снятся сражения, в которых он одерживает победу, мысли увлекают его в «чудный мир тревог и битв». Мцыри в душе чувствует себя воином, способным одержать верх над достой­ным соперником, теперь он убежден, «Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов».

     Юноша отличался еще с детства суровой сдержан­ностью: «Ты помнишь, детские года: Слезы не знал я никогда...».

     Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

     Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

     За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной гру­дью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покры­тые венцом дерев...».

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно­временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав­каза вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

       ...был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

 

     Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Та­кое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами оби­тели, и вот он на свободе. В дикой природе юноша ви­дит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

 

     М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по­нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро­ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж­дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо­настыря.

     В поэме нашел свое отражение и любовный мотив. Он воплотился в короткой встрече нашего героя с мо­лодой грузинкой у горного потока. Мцыри способен понять и оценить человеческую красоту. Он замечает, что девушка «стройна... как тополь, царь ее полей...». Юноша хотел последовать за ней, но не смог, посколь­ку «цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе...». Герой побеждает непроизвольное желание любви в своем молодом сердце, отказываясь от лично­го счастья во имя свободы.

     Но мечте Мцыри не суждено было сбыться. Его ори­ентиром в дороге домой были горы, но вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал».

     Наш герой в полном отчаянии. Прекрасный лес, красотой которого он наслаждался еще вчера, пением птиц которого подолгу заслушивался, становится вдруг «страшней и гуще каждый час». Гармония че­ловека и природы рушится: «...миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота...».

     Мцыри оказывается теперь уже во власти враждеб­ной. И вот наступает кульминация поэмы — сцена смертельной схватки человека с барсом. Здесь с наи­высшей силой проявляются стойкость и мужество на­шего героя. Он сам «как барс пустынный, зол и дик». В момент опасности в нем просыпаются силы бойца. В этой схватке раскрывается героическая суть характеpa главного героя. Его не страшит смерть, он побежда­ет зверя и, несмотря на раны, продолжает путь домой. Но как же страшно стало ему утром, когда он понима­ет, что заблудился в лесу и пришел обратно к мона­стырским стенам. Возврат к дикой природе закрыт для человека, испорченного цивилизацией, таково мнение М. Ю. Лермонтова.        

     Мцыри завершает свою жизнь, едва «блаженство вольности познав». Поединок с барсом стоил ему жиз­ни, раны оказались смертельными. Но герой нисколь­ко не жалеет о случившемся. Приближение смерти не ослабляет духа героя. Эти короткие три дня он жил настоящей, вольной жизнью. Только это время он на­зывает блаженством, перед ним открылось величие природы, он познал радость победы и испытал вол­нующее действие женской красоты. Мцыри перед ли­цом смерти признается, что и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут свободной жиз­ни среди близких и родных людей. Наш герой умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет...

 

     Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели — увидеть дом родной — но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 19:53 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: