Главная » Сочинения » Своеобразие поэмы «Мцыри» М. Лермонтова
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

Своеобразие поэмы «Мцыри» М. Лермонтова

     Романтизм — литературное направление, особен­ностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная не­приглядная картина, в фантастический мир. Харак­терной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопостав­лен обществу или не понят им. Для писателя-роман­тика главное — утвердить свою мечту и идеал, кото­рый бы противостоял действительности. Это направ­ление     в     литературе     характеризуется     особой эстетической концепцией — двоемирием, разладом, несоответствием идеального мира и реального, мечты и жизни. В романтизме различаются два направле­ния — пассивный и активный, каждый из которых зависит от характера идеала, созданного писателем. К представителям пассивного романтизма относятся авторы, в чьих произведениях изображаются не под­властные человеку явления, бессилие и смирение лю­дей перед судьбой, роком (В. А. Жуковский, К. Н. Ба­тюшков); в текстах активных романтиков звучат сво­бодолюбивые мотивы, чувствуется мятежный дух (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов).

     Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтиче­ская. Ее герой, Мцыри, не похож на окружающих, он отрицает их жизненные ценности, стремится к дру­гой жизни. Действие поэмы происходит на Кавказе, среди вольной и мощной природы. В одном из грузин­ских монастырей томится юный послушник, Мцыри. Привезенный маленьким мальчиком в монастырь в качестве пленника, он вырос среди монахов и сам об­речен стать монахом. Не смирившись со своей судь­бой, Мцыри отваживается бежать из монастыря во время грозы.

     «Мцыри» продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Но М. Ю. Лермонтов несколько изме­нил традиционную романтическую ситуацию. У Пушкина герои рвут связи с привычным миром и бе­гут в чужой, экзотический мир. Мцыри же, наоборот, в детстве был вырван из родной среды, и, совершив побег, пытается вернуться из чужого, насильственно навязанного, ненавистного мира в родной. М. Ю. Лер­монтов воплотил в образе Мцыри мечту о сильном, гордом и свободном герое, для которого понятия «ро­дина» и «свобода» равнозначны.

     Важную роль в поэме играют картины природы, упоминания о ветре, буре, птицах. Природа родствен­на герою, зовет его на свободу. Этот зов становится не­преодолимым: когда монахи, напуганные непогодой, «ниц лежали на земле», Мцыри «как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи... следил, Рукою мол­нию ловил...». Пейзаж дан в восприятии героя и ста­новится средством характеристики последнего.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. В 6-й главе поэт нарисовал романтический пейзаж, каждая деталь его необыкновенна:

...Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.                       

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,  

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег –

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему              

Легко, не знаю почему.

 

     В данном случае и характер героя, и обстановку действия нельзя назвать исключительными; они ху­дожественно правдивы и мотивированны. И эта прав­дивость и конкретность не умаляют романтичности поэмы.

     В своей поэме М. Ю. Лермонтов создал образ героя, который не стремится уйти от действительности, а жаждет активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, стремится к борьбе. Мцыри — исключи­тельный герой. На свободе он открывает в себе такие стороны, о которых, возможно, и сам не подозревал (битва с барсом).

     Поэма написана в форме исповеди: Мцыри расска­зывает старику-монаху о трех днях, которые "провел на свободе. Автор старается показать читателю не столько события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. И такая форма повествования позво­ляет автору сделать это. Старик безмолвно слушает беглеца, и это дает возможность читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами само­го героя.

     В. Г. Белинский писал об образе Мцыри: «...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натура у этого мцыри! Это любимый идеал наше­го поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

     Необходимо отметить, что беглый монах в общест­ве того времени воспринимался отрицательно, так как символизировал человека, отказавшегося от слу­жения Богу. Но образ Мцыри не вызывает негатив­ных эмоций, ведь для него монастырь — это не символ веры, а символ неволи; он не отказывается от Бога, а бросает вызов против оков, наложенных на него обществом! Основная идея поэмы — утверждение необхо­димости свободы для человека и отрицание смирения и рабства. Мцыри — не разочарованный индивидуа­лист и вовсе не испытывает ненависти к людям, на­против, он стремится к тем, кого считает родным себе по духу.

     Лермонтовский романтизм не был уходом от совре­менности, а означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени; сложив­шийся под воздействием лучших традиций романти­ческого творчества А. С. Пушкина, Дж. Г. Байрона, К. Ф. Рылеева, он открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов (в частности, на творчество М. Горького).

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: сочинение | Распечатать
12.05.2010 / 20:00 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: