Главная » Сочинения » Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Категории
Реклама

Интересно

Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы? 
Чацкий

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил «...и картину нравов, и галерею живых типов» представителей московского дворянства двадцатых годов девятнадцатого века. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Знакомые и друзья Фамусова, особенно люди старшего поколения, являются сторонниками самодержавно-крепостного строя России. Им дорого прошлое, век Екатерины Второй, когда особенно сильна была власть помещиков-дворян. С благоговением вспоминает Фамусов об этом времени. Идеалом человека, достигшего всех благ, для него является вельможа Максим Петрович, который «не то на серебре — // На золоте едал; // сто человек к услугам; // Весь в орденах; езжал-то вечно цугом...»

Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь; 
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Вот и жених.

Это говорит Фамусов, но такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестает им интересоваться, потому что такой зять ей не нужен.

В барской Москве не считают крепостных слуг людьми и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, как один помещик обменял на трех борзых собак своих преданных слуг, которые не раз ему спасали жизнь.

Хлестова приезжает на вечер в дом к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью:

Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку!

Цель жизни для Фамусова и его окружения — богатство и блестящая карьера. Служба в понимании представителей светского общества — это возможность «подслужиться»,источник почестей и доходов. Не об интересах государства, а о личной выгоде заботятся фамусовы. Полковник Скалозуб, например, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; 
Oб них как истинный философ я сужу: 
Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя свое продвижение по службе не личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

 Карьеризм, угодливость начальству, подхалимство — все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно ярко раскрыты в образе Молчалина: «Вот он на цыпочках, и не богат словами». Молчалин — личный секретарь Фамусова. На службе у него он только три года, но уже успел получить три награжденья, стать нужным человеком для Фамусова и завоевать сердце Софьи:

Он наконец: уступчик, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких...

Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать важным чиновником: умение «подслужиться», отсутствие моральных убеждений и два «таланта» — «умеренность и аккуратность». Дворяне-консерваторы как огня боятся всего нового, прогрессивного, что может угрожать их благополучию и привилегированному положению. А так как источник этой «вольности», революционных идей они видят в образовании, то и выступают они против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусову вторит Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против просвещения, «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и в безверьи // Профессоры», выступают и Хлестова, и княгиня Тугоуховская. Воспитание, которое получают в дворянских семьях, делает этих людей чуждыми своему народу. С самого детства у них создавалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух // Пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. Так могут ли эти люди быть «отечества отцами», коорых можно было бы принять за образцы высокой нравтвенности, духовности, беззаветного служения родине?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты…

Конечно же, нет. С гневом и возмущением Чацкий произносит:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

А. С. Пушкин писал: «Не осуждаю ни плана, ни заязки, ни приличий комедии Грибоедова. Его цель — характеры и резкая картина нравов». Значение комедии состоит в том, что в ней остро высмеивается и беспощадно обличается мир фамусовых с его безнравственностью, роскошными забавами и нищетой крепостных слуг. Светские интриги, сплетни, злословие — все это попадает под беспощадную критику Чацкого. Это праздное существование, лишенное всякого общественного смысла, не должно иметь будущего.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Грибоедов | Распечатать
04.30.2014 / 13:24 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: