Главная » Сочинения » В чем трагедия Онегина?
Категории
Реклама

Интересно

В чем трагедия Онегина?

«Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, 
это для него значит сделаться собой…» 
В. Г. Белинский

Евгений Онегин — типичная фигура для дворянской молодежи двадцатых годов XIX века. А. С. Пушкин поставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения дворян.

Евгений Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность — основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь. Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда — хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления. В романе «Евгений Онегин» он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.

Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его «всему шутя». Евгений, «забав и роскоши дитя», получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:

Он по-французски совершенно 
Мог изъясняться и писал; 
Легко мазурку танцевал 
И кланялся непринужденно; 
Чего ж вам больше? Cвem решил, 
Что он умен и очень мил.

Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:

Ни сплетни света, ни бостон, 
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, 
Ничто не трогало его, 
Не замечал он ничего.

Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они — истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:

Онегин дома заперся, 
Зевая, за перо взялся, 
Хотел писать — но труд упорный 

Ему был тошен…

Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:

Дожив без цели, без трудов 
До двадцати шести годов, 
Томясь в бездействии досуга 
Без службы, без жены, без дел, 
Ничем заняться не умел.

Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.

Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. «Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав...», — писал В. Г. Белинский.

Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским. Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина. Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:

Он мог бы чувства обнаружить, 
А не щетиниться, как зверь; 
Он должен был обезоружить 
Младое сердце...

Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять «свою постылую свободу». А когда понял свою ошибку, было уже поздно. Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться «в бездействии пустом». Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.

Онегин, по справедливому замечанию Белинского, — «лишний человек», «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям. Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!» (В. Г. Белинский.)

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Пушкин | Распечатать
04.30.2014 / 13:39 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: