Главная » Сочинения » Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Категории
Реклама

Интересно

Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Основной художественный прием, с помощью которого А. С. Пушкин рисует характер главного героя романа «Евгений Онегин», — это контраст. На контрасте, то есть на сопоставлении противоположностей, строятся не только отношения главного героя со своей средой (будь то грубые и невежественные соседи-помещики или блестящее и изысканное великосветское общество). Важную роль играет прием контраста при сопоставлении Онегина с людьми, ему наиболее близкими, — с Ленским и Татьяной.

Именно Онегин и Ленский станут для поэта теми персонажами, опираясь на которые он построит свою концепцию мыслящего человека эпохи.

В первой главе читатель знакомится с Онегиным очень подробно: узнает о его воспитании, образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, произведенном на общество молодым героем, который «наконец увидел свет». Что же можно выделить в этом повествовании об Онегине? Вероятно, то, чем герой резко отличается от своей среды: «Бранил Гомера, Феокрита; // Зато читал Адама Смита // И был глубокий эконом...» В эпоху, когда властителями дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии Адама Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской жизни: «Ярем он барщины стариной // Оброком легким заменил». Однако самым главным в этом рассказе о герое оказывается признание автора:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум,

О Ленском рассказано значительно меньше. Можно с уверенностью предположить, что его воспитание и образование были такими же, как и у Онегина, с той лишь единственной разницей, что Владимира отправили учиться в Европу, откуда он и приезжает в деревню. Воспитанный «под небом Шиллера и Гете», Ленский далек от света, столь знакомого Онегину, а поому верит в чистую любовь, в высокие идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: «Он слушал Ленского с улыбкой».

Контраст между Онегиным и Ленским резко обозначен автором в следующих строках:

Они сошлись. Волна и камень 
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

«От делать нечего друзья» противоположны по восприятию жизни. Ленский — это романтик, идеализирующий жизнь, Онегин — холодный скептик, во всем разочаровавшийся. Их сближает круг социальных, философских, нравственных вопросов, который интересовал передовую дворянскую молодежь:

Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло...

Отличаются Онегин и Ленский в их различном восприятии сестер Лариных. Онегин скажет об Ольге:

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне…

Евгений подчеркивает заурядность, посредственность натуры Ольги.

Жажда любви, стремление быть любимым, свойственные юному возрасту, не позволяют Ленскому разлядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую он, поэт, способен. Онегин с недоумением спрашивает: «Неужто ты влюблен в меньшую?..» Автор критически относится к поэту-романтику Ленскому и судит его за бессодержательность поэзии. Но этот герой дорог ему как человек особого душевного склада. Автор любит в нем свою собственную юность, то состояние возвышенной мечтательности, которое с годами безвозвратно уходит.

Образ Ленского часто трактуется слишком прямолинейно, как развенчание романтизма. А между тем, характер Ленского, так же, как и Онегина, сложен и противоречив. Пушкин любуется его «ко благу чистою любовью», «доверчивой совестью», возвышенными стремлениями.

Автор видел и недостатки этого героя. Он, как и Онегин, оторван от глубин родной национальной почвы, к тому же еще и экзальтирован и витает в облаках. Это романтик, идеализирующий жизнь и видящий ее сквозь розовые очки. Ленский склонен к преувеличенной чувствительности: «Он сердцем милый был невежда».

«Стихи и проза» (Шиллер и Адам Смит), «лед и пламень» (холодный ум и мечта) — это и отличало геоев друг от друга, и притягивало их. Разность темпераментов и умственных интересов сделала их страстными спорщиками, собеседниками и одновременно противопоставила всем деревенским соседям с их разоворами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Скептик Онегин и романтик Ленский одинаково непонятны окружающим. Они не вписывались в тоску и монотонность привычной деревенской жизни, Пылкий и восторженный романтизм Ленского — явление в своем роде не менее характерное для передовой дворянской молодежи пушкинского времени, чем скептицизм Онегина. Достаточно вспомнить многочисленных русских романтиков-идеалистов того времени или так называемых «архивных» юношей, о которых Пушин упоминает в седьмой главе романа.

Пламенный романтизм Ленского, его наивная вера в «мира совершенство» — это результат оторванности от реальной русской действительности. Романтизм Ленского — это прекрасный цветок, выраенный в «Германии туманной», на почве немецкой идеалистической литературы, «под небом Шиллера и Гете», и особенно Шиллера, томик которого Ленский раскрывает в ночь перед дуэлью.

Естественно, возникает вопрос, чего же больше в героях романа: притяжения или отторжения? Пожалуй, существенно и то, и другое. Конечно, Онегин и Ленский — антиподы, но они не антагонисты, как многие другие, традиционные «пары» русской литературы: Чацкий и Молчалин, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин. Едва ли не главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте романа не героя и злодея, а молодых людей, просто по-разному воспитавших в себе мысли и чувства определенной исторической эпохи. Автор не сталкивает их в любовном конфликте, а развивает две любовные линии романа, идущие параллельно, отличающиеся между собой не меньше, чем характеры главных героев. Потому-то и считали современники Пушкина недостаточно мотивированной дуэль Онегина и Ленского.

Этот эпизод — кульминация романа. При всей нелепости дуэли, она помогает автору резче высветить характеры героев. Кроме того, по мнению Герцена, эта дуэль несла еще и символический характер: были как бы убиты «грезы юности» Пушкина. Он, приведя геоя к такому концу, казалось бы, и сам такой развязки испугался. И вот, как бы спеша утешить читателя, автор рисует серую, провинциальную жизнь, которая ожидала бы восторженного мечтателя и поэта:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел. 
Прошли бы юношества лета;
В нем пыл души бы охладел,
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат...
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей
Плаксивых, баб и лекарей.

Если для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина она становится началом отсчета новой жизни. Пустившись в странствие, оставив деревню и петербургский свет, Онегин ищет не просто новые впечатления, а новый смысл жизни. Об этой странице его биографии читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно вынес путешествие Онегина за пределы романа. Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем, разгадать тайну которого окружающие не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светскими людьми. Онегин непонятен пустому свету, а поэтому странен, так же, как был странен грибоедовский Чацкий, горестно восклицавший: «Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож...» Эти странные герои — Онегин и Ленский — не находят себе места в жизни. Пушкину вместе с читателями жаль поэта: «Быть может, он для блага мира // Иль хоть для славы был рожден». Жаль ему и Онегина, которому «грустно думать, что напрасно // Была нам молодость дана». Такие разные, такие противоположые образы Онегина и Ленского объединены состраанием к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам. Отрицая общепринятые нормы, ясно понимая, что им не хочется того, чем так довольна «самолюбивая посредственность», герои Пушкина будили мысль, живое чувство. Именно потому в них, по словам Белинского, «отразилось общество в один из интереснейших моментов своего развития».

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Пушкин | Распечатать
04.30.2014 / 13:47 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: