Главная » Сочинения » Любовная лирика М. Лермонтова
Категории
Реклама

Интересно

Любовная лирика М. Лермонтова

 

Лермонтов и по ширине охвата жизненных явлений, и по совершенству художественного выражения их — гениальный преемник Пушкина. Уже самые первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то особенности. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда в России создавались тайные политические общества, надежды которых разделял и он.

Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были убиты, Отсюда и различные настроения поэзии Пушкина и Лермонтова: оптимизм, жизнерадостность одного и пессимизм, безотрадность другого. Поэтому в лирике Лермонтова нашли свое развитие темы одиночества, предчувствия трагической гибели. В стихотворениях поэта «...нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». (В. Г. Белинский «Стихотворения Лермонтова».)

Уже давно сказано, что любовная лирика Лермонтова окрашена тревогой и трагичностью. Удивительно: шестнадцатилетний юноша, еще не переживший ни разочарований, ни действительных сердечных мук, создает в 1830 году стихотворение, где выражено сомнение в вечной любви, а ведь вера в «любовь до гроба» так характерна для романтического восприятия, не чуждого раннему Лермонтову.

Мало того: молодой поэт предостерегает тех, кто готов безотчетно отдаться этому чувству:

Страшись любви: она пройдет, 
Она мечтой твой ум встревожит, 
Тоска по ней тебя убьет, 
Ничто воскреснуть не поможет.

Какое-то тайное сознание заставляет Лермонтова не верить в достижимость счастья любви. Рядом с ним всегда «гордый демон» сомненья, который

Покажет образ совершенства 
И вдруг отнимет навсегда 
И, дав предчувствия блаженства, 
Не даст мне счастья никогда. 
(«Мой демон»)

Мимолетные радости любви почти никогда не становятся у Лермонтова предметом лирического изображения. Кажется, что понимание невозможности вечного чувства лишает поэта самого желания любить. Вспомним:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Но сказанным далеко не исчерпывается, конечно, отношение Лермонтова к любви. Сомненье — лишь одна тема любовной лирики поэта. В ней слышен голос рассудка, холодного и анализирующего.

Основная же тема любовной лирики Лермонтова — это напряженное ожидание любви, порыв к «тайным бурям страстей», спор с самим собой, опровержение рассудка сердцем:

Есть у Лермонтова и стихотворения-признания. В них любовь приносит не отраду и упоение, а страдание, горестное разочарование. Об этом стихотворения «Нищий» (1830) и «Я не унижусь пред тобою...» (1832).

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна,
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить.

Общеизвестна их биографическая основа, Даже если б под последним из названных стихотворений не стояла дата — 1832 год, легко догадаться, что это пишет юноша пылкий, искренний, для которого измена любимого человека — крушение веры в справедливость мира. Почти детское отчаяние, юношеская чистота и искренность сочетаются здесь с гордой верой в свое поэтическое признание. Сколько внутренней силы, сдержанности в первых же строчках стихотворения:

Я не унижусь пред тобою; 
Ни твой привет, ни твой укор 
Не властны над моей душою. 
Знай: мы чужие с этим пор.

Отсвет действительных переживаний, вызванных этой отвергнутой любовью, будет окрашивать романтической скорбью и искренним страданием многие последующие стихотворения Лермонтова. В них прозвучит упрек свету, искажающему всякое светлое и чистое чувство.

Невозможность в этом мире любви, неизбежность одиночества — вот главные выводы, которые можно сделать, познакомившись с любовной лирикой Лермонтова. Трагическое одиночество героя интимной лирики поэта воспринималось современниками Лермонтова и последующими поколениями как следствие общественной системы, разобщающей людей, лишающей человека самых естественных и необходимых личных привязанностей. Фальшивый свет душен «для сердца вольного и пламенных страстей», губителен для красоты, в нем нет места любви.

Зрелая лирика Лермонтова отражает то же борение двух тем, что и юношеская. С одной стороны, сонание, что любовь не вечна, с другой — готовность безоглядно ринуться на зов «из пламя и света роженного слова». Неверие, сомнение и страстная тоска о счастье, способность любить всем напряжением душевных сил — таковы определяющие мотивы любовной лирики Лермонтова.

Как и все творчество поэта, его любовная лирика меньше всего может успокоить, Напротив, она тревожит, влечет к раздумью, подрывая возможность примирения человека с несовершенством жизни. Она не даит человеку никаких иллюзий. И в то же время в ней, как во всей поэзии Лермонтова, живет ощущение идеала, высокой нормы человеческих отношений.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лермонтов | Распечатать
04.30.2014 / 13:52 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: