Главная » Сочинения » Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова (На примере стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…»)
Категории
Реклама

Интересно

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова (На примере стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…»)

 

Известно, что мотив одиночества, который пронизывает практически все произведения М. Ю. Лермонтова, связан со многими фактами его биографии: раннее сиротство, распри в семье, трагическая личная судьба.

Индивидуальные особенности характера поэта мешали ему легко сходиться с людьми. Известно, что его высказывания отличались прямотой, а порой и язвительностью. Он не терпел пошлости и ограниченности в людях. Кроме того, на особенности склада личности Лермонтова повлияла та обстановка, которая была характерна для современной ему России. И в этом смысле Лермонтова можно сравнить с его героем Печориным: он одинок потому, что ему скучно в том обществе, где его энергия и ум никому не нужны.

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова обречен всю жизнь существовать среди людей, которые не близки ему духовно, в том обществе, которое пропитано скукой и фальшью.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840) действие происходит на новогоднем балу-маскараде. Лирический герой предстает перед читателем как мыслящий и умный человек. Он страдает оттого, что одинок в толпе «бездушных людей».

Место действия выбрано автором не случайно. Маскарад — это символ всего общества, где нет ниего, кроме «приличьем стянутых масок». А светские дамы, царящие здесь, красивы лишь внешней красотой: речи их давно «затвержены», руки «бестрепетные», как их души и сердца.

Картина бала с его весельем и смехом усиливает ощущение контраста между лирическим героем и окружающими его людьми. Живя в царстве фальшивых маок и притворных улыбок, герой стихотворения находит отраду лишь в воспоминаниях о детстве, когда память рисует милые его сердцу картины: «спящий пруд», «сад с разрушенной теплицей». Таким образом, простая русская природа противостоит блестящей мишуре маскарада.

Для Лермонтова природа всегда была отдушиной и даже живым существом, с которым можно разделить свое одиночество. Именно там, на лоне природы, он чувствовал себя ребенком, чистым и искренним.

Давняя жизнь в старой усадьбе на мгновение становится реальностью, а светский бал — сном.

Возвращение из мира детства в шумную атмосферу бала к разряженным людям-маскам заставляет лирического героя еще острее почувствовать свое одиночество. Именно поэтому в его душе рождается «железный стих, // Облитый горечью и злостью», который ему хочется бросить в толпу, чтобы вывести ее из состояния привычного равновесия.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит совсем другая тональность. В нем уже нет той напряженности, того взрыва эмоций и экспрессии, которые характерны для рассмотренного выше произведения. Здесь взгляд лирического героя вполне холоден и спокоен. Он уже не питает надежд на то, что сумеет освободиться от гнетущего его одиночества: любить некого, не с кем дружить, не с кем разделить ни радости, ни горести. Герой как бы смотрит «с холодным вниманием» на свою жизнь со стороны. Он ничего уже не желает, потому что не видит «пользы напрасно и вечно желать». Он не хочет любить «на время», как принято любить в свете, заводя интрижку или роман. А в большую, настоящую любовь лирический герой Лермонтова уже не верит.

В сердце его ничего не осталось, кроме пустоты. Теперь перед нами не тот эмоциональный юноша, который хотел бросить в толпу свой «железный стих», как камень в воду, чтобы хоть как-то взбаламутить людское болото. Сейчас в душе героя от «прошлого нет и следа: // И радость, и муки, и все там ничтожно...»

Вывод лермонтовского героя безрадостен. Нет ниего в окружающей его жизни, что он не презирает, чем он дорожит. А, значит, он все так же одинок, как и раньше, только теперь лишен юношеских порывов, эмоций и надежд. Таким образом, в стихотворении «И скучно и грустно» звучит мысль о том, что в фальшивом и пустом обществе нет места искренним чувствам, нет места красоте и настоящей любви. «Лучшие годы проходят», а саа жизнь воспринимается как «пустая и глупая шутка».

Лермонтовская лирика полна скорби об одиночестве мыслящего человека в бездушном обществе. Конечно, Лермонтов писал прежде всего о себе и своем времени. Лирический герой его стихотворений напоминает нам человека, которому общество не дало возможности реализовать свои немалые способности. Но все же можно сделать и такой вывод: талантливый и умный человек почти всегда одинок и не понят. Так было и будет во все времена.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Лермонтов | Распечатать
04.30.2014 / 13:53 - Сочинения

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: