Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" в таблицах » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2015
Главная » Произведения литературы в таблицах » Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" в таблицах
Категории
Реклама
Интересно
загрузка...

Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" в таблицах

"Недоросль"

1. Время создания комедии, первое представление

2. Герои комедии

Отрицательные

Положительные

3. Художественные особенности комедии

1. Время создания комедии, первое представление

Во второй половине XVIII века, в самую мрачную пору царствования Екатерины Денис Иванович Фонвизин пишет свою замечательную комедию «Недоросль». Первая постановка комедии состоялась в 1782 году и имела огромный успех у зрителей. О первом представ­лении комедии один из современников вспоминает так:

«...Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

2. Герои комедии

Герои отрицательные

Госпожа Простакова
История воспитания и образования Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.
Основные черты характера Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.
Отношение к другим людям В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.
Отношение к просвещению Образование излишне: «Без наук люди живут и жили».
Простакова как помещица Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Отношение к родным и близким людям Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.
Отношение к сыну, Митрофанушке Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Особенности речи О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

 

Митрофан

(в переводе с греческого «являющий свою мать»)

О воспитаниии образовании

Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.

Основные чертыхарактера

Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невеже­ственной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от при­роды хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.

Отношениек другим людям

Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разгова­ривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).

Отношениек просвещению

Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое от­вращение к труду и учению.

Отношение к родными близким людям

Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.

Особенности речи

Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборо­тов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебре­жительный, порой грубый.

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знаю­щих и ничего не желающих знать.

 

Скотинин - брат Простаковой

О воспитании и образовании

Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».

Основные черты характера

Невежественен, умственно не развит, жаден.

Отношение к дру­гим людям

Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре­постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.

Главный интерес в жизни

Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас­положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.

Отношение к родным и близким людям

Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го­тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Особенности речи

Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру­бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.

Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

 

Учителя

Учитель математики. 

 Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».

Учитель русского и церковнославянского языка. 

 Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Учитель истории. 

 Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

 

Еремеевна - нянюшка Митрофана

Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель­ные черты

В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.

Отношение к Митрофану

Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы

У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове­ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес­человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто­янном страхе, трепещет перед своей госпожой.

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

 
Герои положительные

Стародум

О значении имени

Человек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при­оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра­диции и мудрость, накопленный опыт.

Образование Стародума

Просвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров­ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея­тельность людей того времени.

Гражданская позиция героя

Это патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Отношение к другим людям

Человека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».

Какие качества почитает как человеческие достоинства Горячий защитник человечности и просвещения.
Размышления героя о воспитании Нравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя Косность, дикость, злонравие, бесчеловечность.
«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

 

Правдин, Милон, Софья

Правдин

Честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от­бирать у жестоких помещиков имения в опеку.

Милон

Верный своему долгу офицер, настроен патриотически.

Софья

Образованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких по­мещиков, как Простаковы-Скотинины.

3. Художественные особенности комедии
Особенности комедии классицизма

Герои комедии

• Люди низкого сословия.

• Низменные интересы, достойные осмеяния.

• Каждый - носитель одной черты, одного порока.

Правило трех единств

• Единство действия, т. е. в основе должен лежать один конфликт.

• Единство места (действие происходит в одном месте).

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

Назначение комедии

• Смехом казнить пороки.

• Героическое и трагическое в комедии не допускается.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе, которые проявляются в следующем:

• Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.

• Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.

• Каждый образ - раскрывает определенную сторону действительности.

• Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с ве­селой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией).

• Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.

• Особенно значимы авторские ремарки.

• Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса.

• Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного ка­чества, как это было раньше.

• Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смеш­ных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжелые сторо­ны крепостнического быта.

• Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.

• Яркость и выразительность языка.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Фонвизин | Распечатать
06.25.2012 / 11:39 - Произведения литературы в таблицах
Партнёры
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: