Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в таблицах » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2015
Главная » Произведения литературы в таблицах » Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в таблицах
Категории
Реклама
Интересно
загрузка...

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в таблицах

"Горе от ума"

1. Этапы создания.

2. Особенности пьесы.

3. Герои пьесы, расстановка сил.

Павел Афанасьевич Фамусов

Александр Андреевич Чацкий

Софья Павловна Фамусова

Алексей Степанович Молчалин

Сергей Сергеевич Скалозуб

Антон Антонович Загорецкий

Репетилов

4. Конфликты пьесы

Любовный

Социальный

       Философский

 

 

Этапы создания
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...»
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. 
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. 
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.


2. Особенности жанра

Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

 

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.


3. Герои пьесы, расстановка сил

Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

Фамусовское общество:

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова

Г. Н. и Г. Д.

Петрушка, слуга Фамусова

Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»


Краткая характеристика героев

Герой

Краткая характеристика

Павел Афанасьевич Фамусов

фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный

? Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.

? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,

? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.

? Не лишен практического житейского ума, добродушия.

? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.

Алексей Степанович Молчалин

? Низкопоклонник и делец.

? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие - вот, что составляет основу характера героя.

? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».

? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели - высокого положения в обществе и материальное благо­получия.

? У него два таланта: «умеренность и аккуратность».

? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.

Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.

Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»

? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».

? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).

? Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата.

? «Созвездие маневров и мазурки».

? Не лишен апломба и высокомерия.

Антон Антонович Загорецкий

? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».

? «Лгунишка он, картежник, вор».

? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.

? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник

? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит Горич.

Репетилов

(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)

? Стремится прослыть передовым человеком.

? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.

? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.

? «Шумит и только».

По своему собственному определению - «пустомеля».

Софья Павловна Фамусова

? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

? Насмешлива, мстительна.

? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».

? «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)

Александр Андреевич Чацкий

Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»

Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...»

? Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом.

? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».

? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.

? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.


4. Конфликты пьесы
Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:
Чацкий - Софья
Софья - Молчалин
Молчалин - Лиза
Лиза - буфетчик Петрушка
 

Социальный конфликт

Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.

Чацкий и внесценические персонажи

Фамусовское общество

Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

Идеалы и ценности

? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

? «Кто служит делу, а не лицам».

? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают».

? Я перед родней, где встретиться, ползком.

? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.

Чацкий о Фамусовском обществе  Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.

? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?

? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

? Как платья, волосы, так и умы коротки!...

? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.

? Фамусов:

«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».

? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на  цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.
 

Философский конфликт (вневременной)

В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.

как Чацкий

как Молчалин

Ум с сердцем не в ладу.

Два таланта - «умеренность и аккуратность».

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

? А он безмолвием обезоружит...

? От старичков не ступит за порог...

? ...Молчит, когда его бранят...

? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

? Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:

? Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

? Надеждами я мало избалован

? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа.

Чацкий о Молчалине:

? Ума в нем только мало.

? Услужлив, скромненький.

? И не богат словами.

? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

 

Литературные критики о характере и роли Чацкого:

? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)

«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

? О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».

Молчалин о своих принципах и правилах:

? ...частенько там мы покровительство находим, где не метим.

? И награжденья брать и весело пожить.

? Не смею моего сужденья произнесть.

? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.

? Ведь надобно ж зависеть от других.

? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...»

? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.

? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Грибоедов | Распечатать
06.25.2012 / 11:42 - Произведения литературы в таблицах
Партнёры
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Аренда кофемашин и кофе lavazza купить кофемашину.
Войти через: