Главная » Произведения литературы в таблицах » А. И. Куприн. Тема любви в прозе. В таблицах
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

А. И. Куприн. Тема любви в прозе. В таблицах

А. И. Куприн. Тема любви в прозе

1. Тема любви в творчестве Куприна

Причины обращения авторак теме любви

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного обще­ства, продажных чувств, писатель создает образы, удиви­тельные по красоте и силе примера идеальной любви.

Представление автора о том,какой должна быть любовь

«Для любви нужен особый талант, как для музыки, живо­писи, скульптуры, пения, стихотворства».

Какой представлена любовьв произведениях Куприна

Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», «бескорыстная и самоотверженная,не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».

Произведения, в которыхаетор пишет о любви

«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.

 
2. «Олеся» - лесная сказка о любви
(главные герои, причины несостоявшегося счастья)

• В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям: «В этом рассказе больше, чем в других моих рассказах, моей души».

• События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.

 
Распределение героев в рассказе:

Повествование построено на противопоставлении героев

Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро

все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии

Олеся, Мануйилиха

жители Полесья

Иван Тимофеевич

Ярмола

А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях.

 

Главные герои рассказа:

Олеся

Иван Тимофеевич

Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви.

Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере.

«Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные по­средине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и на­ивности», «первобытное и яркое во­ображение», «гибкий, подвижный ум».

«Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

В характере героини слились гор­дость, независимость и самоотвер­женность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний.

Он будто мягок, отзывчив и искренен.

Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем.

Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный.

Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.

 
3. «Гранатовый браслет» - повесть о любви,
которая бывает только раз в тысячу лет

• К. Г. Паустовский о повести «Гранатовый браслет» пишет: «Один из самых благоуханных рассказов о любви - и самых печальных».

• В этом рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в княгиню безнадежно, беззаветно, безответно.

• Основная тема рассказа состоит в том, чтобы «показать духовно преображающую, про- светляющую силу всепоглощающего чувства любви», как писал Куприн.

 

Главные герои повести

Княгиня Вера Николаевна

Телеграфист Желтков

? Благородная натура, тонко чувствую­щая возвышенное и прекрасное. Одна­ко ее «Я» погружено в некий самоуспокоеный сон. Красивая и холодная.

? Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, не­зависимо и царственно спокойна». Она про­изводит впечатление равнодушной особы.

? «В эту секунду она поняла, что та лю­бовь, о которой мечтает каждая жен­щина, прошла мимо нее!»

? Небогатый, малограмотный чиновник, робкий меч­татель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере.

? Любит Веру Николаевну тем страстным, испе­пеляющим чувством, которое заключает в себе весь смысл жизни - всю вселенную!»

? Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, ми­ром несправедливости и злобы.

Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я и не знал, как себя держать, что мне делать».

Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя твое», но не умирает великое чувство, «поразившее» его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры пере­живаний, поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом».

 

Главные герои произведения проходят испытание любовью:

Княгиня

Телеграфист

Любовь - она чистая, высокая и недосягаемая мечта.

Любовь - «крепка, как смерть...»

Он выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранни­чество, обнаружила в нем могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памят­ник величия сердца простого человека.

Куприн верит в чудо любви. Он проповедует ее равной для всех.

 

А. М. Горький от повести был в восторге:

«А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна...

Чудесно! И я- рад! Начинается хорошая литература!»

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Куприн | Распечатать
06.29.2012 / 10:22 - Произведения литературы в таблицах

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: