Главная » Произведения литературы в таблицах » С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике. Таблицы
Категории
Реклама

Интересно
загрузка...

С. А. Есенин. Тема родины и природы в лирике. Таблицы

С. А. Есенин

Тема родины и природы в лирике

1. Главная тема творчества С. А. Есенина - любовь к Родине 

Поэт о своем отношении к теме Родины и природы

«Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, Чувство Родины - основное в моем творчестве».

«Все мое творчество - о России, Россия - главная тема моих сти­хов. - Без этой темы я не был бы поэтом».

«Родина - это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

 

2. Стихи о Родине и природе

Стихи 1910-1914 гг.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Сыплет черемуха снегом» (1910 г.)

Читается:

- свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом

- полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.

Примеры метафор и эпитетов:

- «сыплет черемуха снегом;

- «никнут шелковые травы»;

- «Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!»

«Край любимый! Сердцу снятся...» (1914 г.)

В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.

Художественные приемы;

- «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);

- вызванивающие ивы;

- «гарь в небесном коромысле» - (эпитеты и метафоры).

 
Стихи 1914-1917 гг.
Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.
 

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)

Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в дере­венских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: заму­ченные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края - только синь сосет глаза».

«Край ты мой забро­шенный...» (1914 г.)

В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.

«Запели тесаные дроги» (1916 г.)

В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дро­гам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Я снова здесь в се­мье родной» (1915 г.)

В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».

«О верю, верю сча­стье есть» (1917 г.)

В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятисти­ший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

 

Стихи последних лет жизни поэта

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Русь советская» (1924 г.)

Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец.

«Возвращение на ро­дину» (1924 г.)

Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».

«Письмо к матери» (1924 г.)

Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.

«Неуютная жидкая пунность» (1925 г.)

В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Теги: Есенин | Распечатать
06.29.2012 / 13:41 - Произведения литературы в таблицах

Партнёры
Работа на заказ
Заказать работу
Товары
загрузка...
Отзывы стобалльников
Екатерина Рожкова
Екатерина Рожкова
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее...
Анастасия Донцова
Анастасия Донцова
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее...
Мария Малышева
Мария Малышева
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее...
Дарья Иванова
Дарья Иванова
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее...
Войти через: